Массовая жилая застройка войдет в историю Воронежа как «гонка за квадратными метрами», считают эксперты в области архитектуры, краеведения и дизайна. Корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» расспросил специалистов, есть ли в Воронеже современная архитектура и какое наследие строители оставят городу.
Одним из поводов опроса стал круглый стол об архитектуре и градостроительстве, ставший частью воронежского «Бала прессы». Подводя итоги встречи, дизайнер Оксана Знова отметила, что воронежский строительный рынок становится на путь монополизации. А в отсутствии конкуренции Воронеж ждет архитектурный застой.
– Что дало архитектуре падение СССР? Какие в нашем городе появились здания, которые бы говорили, что началась другая, лучшая эпоха? В нашем городе так много молодых талантливых архитекторов. Но они не получают ни задач, ни оплаты труда, достойной интереса. «Участникам рынка желательно подешевле построить и побыстрее продать», —написала она в своем бизнес-блоге.
Председатель правления областного отделения Союза архитекторов России Станислав Сорокин рассказал, что примеры современной архитектуры в Воронеже есть:
– Современной архитектурой я считаю даже кинотеатр «Спартак». Почему современной? Это реконструкция, но извините, это современный подход к архитектуре. То есть, он сохранил внешний вид здания и традиции, и в то же время – придал ему современный вид.
Однако наша эпоха запомнится горожанам скорее как время «жилых коробок». По словам Станислава Сорокина, объемы строительства на душу населения в Воронеже примерно в четыре раза больше, чем в Москве.
– Почему архитектура стала такой? Это время пришло, чтобы люди были обеспечены жильем. У нас очень многие живут в таких плохих условиях, в каких в XXI веке не должны жить. Вот поэтому власти на этом этапе, может быть вынужденно, сделали ставку на массовое строительство. Оно чистое, аккуратное, но, к сожалению, есть обратная сторона медали – то, что средой обитания людей становятся «коробки», – поделился Станислав Сорокин.
Глава общественного совета при управлении архитектуры Воронежской области Ольга Рудева отметила, что Воронеж не смог перенять столичный опыт в области застройки:
– Приезжая в Москву, всегда нахожу время посмотреть вблизи новостройки. И часто восхищаюсь. В Воронеже не назову ни одного здания, построенного недавно и вызывающего восторг. Но здания, не вызывающие отторжения, есть.
Но вряд ли какое-то из жилых зданий сможет когда-нибудь стать объектом культурного наследия.
– Разве мы сейчас говорим о «хрущевках»? Разве мы сейчас говорим о советском модернизме? Может быть, через сто лет мы поменяем отношении и, допустим, будем любоваться Воронежским концертным залом и Дворцом пионеров. Не знаю. Многоквартирные точно не запомнятся, — считает Ольга Рудева.
Архитектор Анна Азизова-Полуэктова считает, что современная ситуация в местном строительстве во многом зависит от воронежской архитектурной школы:
– Поэтому мы здесь не увидим зданий в стиле Даниэля Либескинга или Захи Хадид (всемирно известные архитекторы-деконструктивисты). Насколько работает наша школа – настолько обновляется архитектурный облик города.
По мнению эксперта, современная эпоха может оказаться временем ошибок, которые в будущем придется исправлять.
– На самом деле, любая архитектура отражает экономику эпохи и, конечно же, уровень образования. В любом городе, если приглашают каких-то зарубежных архитекторов, значит есть деньги. Что касается Воронежа, его архитектуры – тут, может быть, скажут что были ошибки, которые потом мы исправили. Но все-таки я думаю, что Воронежа – это более камерный город. И мы к нему должны очень бережно относиться. Может быть, как-то пересмотреть политику высотного строительства в центральной части и перейти к домам средней этажности, если мы говорим о жилье, – отметила Анна Азизова-Полуэктова.
Архитектор добавила, что заказчики часто жертвуют красотой и современными решениями ради небольшой экономии.
– Можно посетить строительные выставки и понять, что в Воронеж очень многое не доходит. Ведь чтобы это применять, нужны средства и архитектор, способный сказать: «Нет, ребята, мы делаем так, а не иначе, потому что это красиво, круто, и мы выдвинемся вперед». Такого не происходит. Заказчик сейчас к архитектору прислушивается опосредованно. Сейчас время изменилось – заказчик гонится за квадратными метрами, а не за мнением архитектора, – объяснила Анна Азизова-Полуэктова.
Автор: Александр Михайлов