Производственная программа ВАСО позволяет оттачивать профессиональные навыки до совершенства
В Воронежском авиастроительном обществе состоялся второй чемпионат профессионального мастерства WorldSkills.
Как и в прошлом году, соревнования молодых рабочих проводились по единой международной методике по восьми компетенциям: в итоге выявили лучшего монтажника, слесаря, слесаря-сборщика, токаря. Но в этом году массовость заметно возросла: помимо кадровых рабочих на соревнования пришли команды студенты из авиационного техникума и техуниверситета – в общей сложности около 120 «игроков».
Хорошо забытое старое
Интернет-газета «Время Воронежа» спросила заместителя председателя профкома Виктора Богданова, чем сегодняшний конкурс отличается от конкурсов профмастерства советских времен - в которых, к слову, воронежский авиазавод тоже всегда отличался.
- Принципиально – ничем, - не задумываясь ответил Виктор Сидорович. - Мастера соревнуются в мастерстве – это главное. Но сегодня появились новые, очень высокие критерии для оценки достижений, появился международный масштаб – это очень серьезный стимул для молодых людей.
Такое впечатление, что россияне соскучились по старым добрым, формам трудового соперничества. Как только WorldSkills – международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки - пришла в Россию, ее движение дружно подержали все крупнейшие работодатели страны, молодые мастера наперебой просились на соревнования. ВАСО в первые два года посылал участников на российские соревнования напрямую, без отборочных этапов. Сегодня конкурс на ВАСО становится и внутризаводским – при поддержке профсоюза и Молодежного совета.
Праздник без отрыва от производства
Выступавшие на торжественном митинге несколько раз назвали это событие праздником. И у него действительно были все атрибуты праздника: речи, музыка, песни, шагающие колонны и даже видеофильм, подготовленный энтузиастами молодежного совета предприятия и заставивший до слез смеяться солидных начальников.
Но в то же время это был праздник без отрыва от производства.
Директор по персоналу ВАСО Александр Неведров связал успехи воронежцев на первых же соревнованиях WorldSkills с той планкой, которую задает для них ежедневная производственная программа.
- За год на заводе изготовлено четыре самолета, АН-148, два лайнера ИЛ-96 – в работе, изготовлены десятки комплектов для смежников в Ульяновске и Комсомольске-на-Амуре. Осваивается производство ИЛ-112. Актуальной становится программа производства ИЛ-96-400Т. И неудивительно: «96-й» - это самый надежный самолет в мире!
В связи с новыми производственными программами прошлом и позапрошлом году к станкам пришло много новичков. Были опасения, что общий уровень мастерства может упасть. Но соревнования WorldSkills показали: этого не случилось. Благодаря, в первую очередь, хорошо отлаженной системе подготовки и переподготовки кадров.
Воронежец Павел Буев в позапрошлом году занял первое место в компетенции «Токарные работы» на национальном чемпионате сквозных рабочих профессий. А в прошлом году команда ВАСО стала второй на открытом чемпионате ОАК, где, помимо авиастроителей соревновались и создатели вертолетов и даже представители космической отрасли.
Человеческий фактор
Первыми приступили к выполнению своих заданий фрезеровщики, чья площадка дислоцировалась на участке станков с ЧПУ в 86-м цехе. Пока одна группа грызла карандаши над теоретическим заданием, вторая уже стучала по клавиатуре управляющего модуля станка.
- Просто с ПУ – программным управлением. Мы уже не говорим «числовым», сегодня, как не говорим «цветной телевизор», - уточняет начальник цеха Алексей Метелкин.
Точность движения фрезы здесь обеспечивает сама техника. Самое ответственное дело оператора – задать программу.
У Сергея Соловьева - высшее профильное образование, есть опыт работы. Но в прошлом году разволновался, сделал ошибку - и «запорол» заготовку. Есть такой фактор.
Как рассказал начальник цеха, конкурсанты выполняют не учебные задания, а, по сути, производственные. Детали после оценки комиссии, пойдут в сборочный цех. Но конкурсная продукция – не массовая; выбирают задание обязательно с изюминкой, требующей творческого подхода.
Чуть позже, на соседней площадке начинают свои соревнования токари – представители самой массовой и самой дефицитной из специализаций станочников. Победитель российских WorldSkills позапрошлого года Павел Буев, удививший всех, и в первую очередь – собственное начальство (честно признались: не ожидали феерических результатов). Но потому это и чемпионат – подобно спорту, здесь возможны сюрпризы, обусловленные волевыми качествами участника и элементарной удачей. На нынешние соревнования Павел не заявился, но на его планку, признались ребята-токари, они теперь ориентируются «как на стандарт».
Теперь – к мировым «рекордам»
Подведение итогов потребовало долгого времени. В результате:
- В номинации «Токарь на станках с ЧПУ до 28 лет» первое место занял Алексей Пономарев – 31 цех;
- В номинации «Фрезеровщик на станках с ЧПУ до 28 лет» - Николай Котелкин – 86 цех;
- В номинации «Токарь – без возрастных ограничений» победил Юрий Плахов – 31 цех;
- В номинации «Фрезеровщик» 1 место получил Геннадий Максименков – 37 цех;
- В номинации «Сварщик - без возрастных ограничений» - Виктор Зубков - 49/ОГТ;
- В номинации «Производственная сборка изделий авиационной техники» первенство завоевал Владислав Сапегин – 38 цех – до 28 лет;
после 28 лет – Александр Германов – 38 цех;
- В номинации «Монтаж электрооборудования летательных аппаратов» победил Артур Соломатин – 7 цех;
- В номинации «Специалист САПР (CAD) – до 28 лет» - Илья Овчинников - 49/ОГТ;
- В номинации «Студенты ВГТУ – компетенция «специалист САПР (CAD)» первое место занял Илья Кожевников;
- В номинации «Студенты ВАТ им. В.П. Чкалова - компетенция «фрезеровщик» - Павел сухих;
- В номинации «Студенты ВАТ им. В.П. Чкалова – компетенция «токарь» победил Владимир Волобуев.
В дальнейшем победителей ждет чемпионат ОАК, потом национальный тур.
- А если воронежский конкурсант победит и в России? – попыталась уточнить интернет-газета «Время Воронежа» у заместителя председателя профкома Виктора Богданова.
- Тогда он поедет на международные соревнования. Я считаю, наши ребята могут работать не хуже, чем спецы из «Эрбаса» или «Боинга».
Автор: Александр Саубанов
Комментарии