Интернет-газета "Время Воронежа"
25 сентября, Воронеж 8,0°
Курс ЦБ 83,61 98,15

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Новости 16+

Вышел из машины, иду по своим делам, догоняет инспектор ГАИ и требует документы. Что делать в такой ситуации. Ответ автоюриста

Представьте себе самую обычную утреннюю ситуацию. Вы приезжаете на работу, паркуетесь, выходите из машины и уже направляетесь ко входу в офис. И тут вас окликает сотрудник ГАИ с требованием предъявить документы. Вы же уже не за рулем, вы пешеход. Значит, можно просто отказать и пойти дальше? Теоретически — да. Но на практике все оказывается гораздо сложнее и опаснее, вплоть до протокола за неповиновение.

Главная картинка новости: Вышел из машины, иду по своим делам, догоняет инспектор ГАИ и требует документы. Что делать в такой ситуации. Ответ автоюриста
Фото: Время Воронежа

Теория против практики

С юридической точки зрения, как только вы вышли из автомобиля и прекратили управление им, вы перестаете быть водителем. Формально инспектор не останавливал вас, когда вы были за рулем. А пешеход не обязан носить с собой водительское удостоверение и тем более предъявлять его по первому требованию. Казалось бы, железный аргумент. Однако наша судебная система часто живет по своим собственным правилам.

Даже очевидные вещи порой бывает невозможно доказать. Инспектор может заявить, что видел, как вы управляли автомобилем, а остановиться просто не успел, потому что вы слишком быстро вышли. И такого его устного пояснения в суде часто бывает достаточно, чтобы вас признали именно водителем, а не пешеходом, который просто гуляет рядом с машиной. Суды в большинстве случаев склонны доверять представителю власти.

Так что же делать в такой щекотливой ситуации?

Основное правило — не вступать в открытый конфликт и не отказывать категорично. Это ни к чему хорошему не приведет. Инспектор может пойти на принцип, пустить в ход наручники и доставить вас в отдел для установления личности и составления протокола о неповиновении. Нужно ли вам это?

Вместо отказа мы рекомендуем задать один простой и вежливый вопрос: «Уважаемый сотрудник, для чего вам потребовались мои документы? Вы хотите их просто проверить или планируете составить протокол о каком-то нарушении?».

Ответ на этот вопрос и определяет ваши дальнейшие действия.

Вариант первый: просто проверить

Если инспектор отвечает, что хочет просто проверить документы по базе, самый разумный выход — их предъявить. Да, вы можете стоять на своем и доказывать свою правоту, но это займет у вас кучу времени и нервов. Быстрая проверка и вас отпустят. Вы сэкономите свое время и избежите ненужного конфликта, исход которого, как мы уже выяснили, может быть непредсказуемым.

Вариант второй: выписать штраф

Если инспектор прямо заявляет, что стал свидетелем нарушения и намерен составить протокол, отказ от передачи документов все равно вас не спасет. Он может установить вашу личность по паспорту, который вы обязаны иметь при себе, или даже с помощью свидетелей и базы данных. В итоге протокол будет составлен, но уже с отметкой о неповиновении законному требованию, что лишь усугубит ситуацию.

Поэтому даже здесь логичнее передать документы, но сразу начать активно участвовать в процессе. Внимательно читайте все, что пишет инспектор, и в графе «Объяснение лица» подробно изложите свою версию событий: что нарушение вы не совершали, а документы передали, чтобы не обострять конфликт, хотя на момент требования вы уже не управляли автомобилем. Это ваше главное заявление для возможного дальнейшего обжалования постановления в суде.

Главный вывод

Отказ предъявить документы в такой ситуации — это чисто принципиальный шаг, который почти всегда работает против вас. Он не избавит от штрафа, если инспектор настроен серьезно, но гарантированно добавит проблем, стресса и потраченного времени. Гораздо разумнее действовать прагматично: сотрудничать в рамках закона, но скрупулезно фиксировать все нарушения с другой стороны и защищать свои права уже на стадии обжалования, а не в споре на дороге.

Новости партнеров