Новости России 16+

Сотрудник НПЗ объяснил понятными словами: в чём главные отличия 92-го от 95-го бензина. Рассказываю

Многие автовладельцы уверенно рассуждают о том, какое топливо «мощнее» или «чище», но часто путаются в самых основах. Разница между 92-м и 95-м бензином — это не про «энергию» или «специальные присадки». Все гораздо проще и сложнее одновременно. Речь идет об октановом числе, которое показывает, насколько хорошо бензин сопротивляется самовоспламенению при сжатии в двигателе.

Фото: Шедеврум

Представьте, что в цилиндре вашего мотора смесь бензина и воздуха сжимается поршнем. В определенный момент она должна воспламениться от искры свечи зажигания — это контролируемый и правильный процесс. Но если топливо недостаточно стойкое, оно может взорваться самостоятельно, раньше времени. Это и есть детонация — тот самый «цокот пальцев», который очень вреден для двигателя. Чем выше октановое число, тем выше эта стойкость.

Почему нельзя просто залить «покруче» 

Часто можно услышать совет: «Заливай 95-й, машина лучше поедет!». Но это не всегда так. Если ваш автомобиль создан для 92-го бензина, то переход на 95-й не превратит его в спортивный болид. Конструкция мотора — степень сжатия, настройки электронного блока управления (ЭБУ) — рассчитана на определенное топливо. Заливая более высокооктановый бензин в простой мотор, вы, по сути, не даете ему никакой дополнительной мощности. Максимум, что вы получите — чуть более стабильную работу в очень жаркую погоду или при полной загрузке автомобиля.

А вот обратная ситуация — когда в мотор, рассчитанный на 95-й бензин, заливают 92-й — гораздо опаснее. Электронный мозг автомобиля сразу это почувствует. Чтобы защитить двигатель от разрушительной детонации, он начнет экстренно вносить коррективы: будет обеднять смесь и, что самое главное, постоянно сдвигать угол зажигания. На практике это почувствует любой водитель: машина начнет «тупить», пропадет былая резкость, увеличится расход топлива, а коробка передач будет чаще переключаться на пониженную для поддержания тяги.

Как инженеры создают разное топливо 

Цифры 92 и 95 достигаются не за счет волшебной присадки, а благодаря сложному технологическому процессу на нефтеперерабатывающем заводе. Октановое число повышают с помощью реформинга, изомеризации и других процессов, которые меняют молекулярную структуру топлива, делая его более стабильным. Добавление моющих присадок — это отдельная история, которая касается чистоты форсунок и клапанов, но почти не влияет на детонационную стойкость.

Современные автомобили хорошо защищены от некачественного топлива. Датчик детонации постоянно «прислушивается» к работе мотора и при малейшем намеке на неправильное сгорание дает сигнал ЭБУ скорректировать работу. Поэтому вы можете даже не услышать тот самый «звон», но ваша динамика и кошелек уже пострадают.

Так что в следующий раз на заправке выбирайте топливо не по принципу «чем круче, тем лучше», а строго следуя рекомендациям производителя вашего автомобиля. Эти указания в инструкции — не просто пожелание, а результат точных инженерных расчетов, который гарантирует, что ваш двигатель будет работать долго, эффективно и именно так, как было задумано.

Автор: Ева Смекалкина