Развязка у платного участка на трассе М4 в облцентре часто становится местом аварий

В Воронеже на поворотах к развязке на улице Изыскателей, недалеко от двух участков федеральной трассы М4 «Дон» (дорога «Воронеж – Репное»), достаточно часто случаются ДТП. Место, где случилось недавнее происшествие с гибелью четырехлетней девочки также находится на этом промежутке пути - улица Минская, 43а. «Время Воронежа» спросило у экспертов, в чем причина частых дорожных происшествий на данном участке и какие меры необходимо принять для обеспечения безопасности на этом отрезке дороги.
По данным «Карты ДТП», на указанных участках с 2015 года произошло четыре аварии. Однако на сайте не отмечена смертельная авария с участием несовершеннолетней девочки.
Как сообщало ГУ МВД по Воронежской области, в аварии, произошедшей 21 сентября, в результате столкновения скончались 69-летний пенсионер и его четырехлетняя внучка. Погибшие находились в отечественном автомобиле ВАЗ-21053. Мужчина ехал по ул. Минская со стороны Репного в направлении ул. Остужева в правом ряду. Он выехал на встречную полосу и столкнулся в Nissan Qashqai, за рулем которого была 63-летняя женщина.
Ранее, в октябре 2020 года, на одном из участков, который обозначен ул. Минской, 43, случилось столкновение двух автомобилей, в котором пострадали водитель ВАЗ и его пассажирка. Виновником аварии оказался мужчина, который ехал за рулем Daewoо. ДТП произошло из-за того, что владелец Daewoо не смог соблюсти очередность проезда и въехал в отечественный автомобиль, двигаясь по встречной полосе. Он не пострадал при столкновении.
Еще одно столкновение, но уже на противоположном по диагонали участке произошло в августе прошлого года. На карте место ДТП отмечено как ул. Минская, 47. В аварии пострадал водитель мотоцикла Sym, нарушивший правила применения шлема. Участница аварии, передвигающаяся на автомобиле ВАЗ, не получила повреждений. Согласно данным ГИБДД, она не соблюдала очередность движения, в результате чего и случилось столкновение. Водители ехали по встречным полосам.
В 2015 году, судя по данным с карты, произошло два ДТП на отмеченных участках. Одно из них случилось на ул. Минской, 47 в июне в результате наезда автомобиля на дорожный знак. Вторая авария произошла с участием Kia и ВАЗ по адресу ул. Минская, 43. Водитель иномарки въехал в отечественную машину. В аварии пострадала пассажирка ВАЗ, оба водителя не получили повреждений.
СМИ публиковали еще одно ДТП, отмеченное адресом Минская,43. Так, в ноябре 2016 года на отрезке пути трассы М4 «Дон» случилась серьезная авария, после которой 19-летний парень получил сильные травмы. На дороге столкнулись Hyundai Solaris под управлением 33-летнего мужчины и Lada молодого человека. Основной удар пришелся на водительскую сторону отечественной машины.
В июле 2019 года администрация Воронежа выделяла 12,7 млн рублей для установки светофоров и дорожных знаков на участках концентрации ДТП. В этот список вошел и участок на ул. Минской, 43а. Мера была необходима для ликвидации частых случаев происшествий на отмеченных отрезках. Всего в проект вошло 23 адреса.
В 2018 году также сообщалось о ликвидации подобных мест в рамках госпрограммы «Безопасные и качественные дороги». Тогда в список вошли 19 адресов, включая ул. Минскую, 43 и 43а.
Отметим, что в 2016 году активисты проекта «Народная экспертиза» выделяли участок на ул. Минской, 43 как смертельно опасный. Тогда общественники выделили подобные отрезки на воронежских дорогах на «Карте жизни». По данным с 2016 года, на этом участке произошло десять ДТП, погибли в авариях двое, пострадали – 12 человек.
Председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Николай Киселев пояснил изданию «Время Воронежа», что основная причина аварийности на развязке дороги «Воронеж – Репное» – отсутствие еще двух «клеверных листов». По мнению эксперта, таких листов должно быть всего четыре, как в классической развязке такого типа.
– При классической развязке по типу «клеверного листа» (с 4 листами) все заезды на федеральную дорогу и съезды с нее (в любых направлениях) заканчиваются плавным слиянием транспортных потоков и потому максимально безопасны. У нас же в двух случаях (при съезде с М-4 со стороны Москвы в направлении Репного и при съезде с М-4 со стороны Ростова-на-Дону в направлении Воронежа) водители вынуждены пересекать поперечную проезжую часть с левым поворотом, что очень опасно и часто приводит к ДТП. Ситуация для съезжающих с М-4 усугубляется высокими скоростями движения по дороге Воронеж-Репное и ограниченной видимостью находящегося на ней транспорта из-за высоких дорожных ограждений, опор освещения и т.д. Два других направления (из Воронежа на М-4 в сторону Ростова-на-Дону и из Репного на М-4 в сторону Москвы) вовсе проигнорированы: их нет! Это вынуждает водителей изыскивать другие варианты проезда, зачастую с грубым нарушением ПДД, что также влечет аварии, – объяснил Николай Киселев.
Также общественник объяснил, что на этой развязке совсем не предусмотрены меры, обеспечивающие безопасность пешеходов. Он уточнил, что тротуар, обустроенный еще в 70-х годах и расположенный примерно в 300 м от развязки, убрали, а на самом участке пешеходный проход упирается в барьерное ограждение.
Кроме того, как отметил Николай Киселев, автодорога «Воронеж-Репное» – это «вылетная» магистраль, поэтому со скоростью 60 км в час там никто не ездит. При этом встречные потоки разделены всего лишь двойной сплошной линией разметки. Эксперт подчеркнул, что при реконструкции данного участка можно было расширить проезжую часть до 1-1,5 м, однако этого никто не сделал.
– Кто, зачем и почему сэкономил на строительстве полноценной развязки – мне непонятно. Особенно непонятно потому, что ГК «Автодор» гребет миллиарды из карманов автомобилистов и перевозчиков на платных участках дорог, а также с помощью системы «Платон». Вот из-за такой экономии сейчас и гибнут люди. Впрочем, чиновники и дорожники могут спать спокойно. У нас ведь в любом ДТП виноват водитель. А вот разбираться в условиях и причинах, способствующих этим ДТП, у нас не принято, – заявил эксперт.
Касательно нашумевшего ДТП, случившегося 21 сентября, в котором погибли пенсионер и его несовершеннолетняя внучка, Николай Киселев прокомментировал, что подобное может произойти в любой момент и с кем угодно. В случае, если, как сообщают СМИ, водитель «неожиданно» выехал на встречку, он мог отвлечься на телефонный звонок или плохо себя почувствовать, а тут недостатки дорожной развязки не при чем.
– Однако, я обратил внимание, что место этого лобового столкновения находится подозрительно близко от потенциально опасного примыкания съезда с М-4 (со стороны Москвы). Вполне возможно, что резкое отклонение машины пенсионера влево могло быть его реакцией на возникшую опасность от выезжающего на дорогу справа от него автомобиля. В любом случае, неоднократно покореженное в этом месте барьерное ограждение говорит о том, что это ДТП было там далеко не последним, – подытожил Николай Киселев.
Основатель и сопредседатель регионального отделения общественного движения «Город и транспорт» Андрей Фурсов и Юрий Новиков также высказались в сторону развязки «клевер» на данном участке. Кроме того, Юрий Новиков подчеркнул, что автодорогу необходимо достроить в этом направлении.
– Тут все просто: такая развязка должна представлять собой классический «клевер», то есть содержать четыре кольцевых съезда-поворота на 270°. Здесь их два. Это означает, что два левых поворота крайне опасны, а двух правых вообще нет. Сэкономили на безопасности, а расплачиваемся человеческими жизнями, – прокомментировал Юрий Новиков.
В мэрии Воронежа уточнили, что развязка была построена в соответствии с проектом, прошедшим государственную экспертизу РФ. Работами на данном участке занималась федеральная компания «Росавтодор». Строительство прошло при реконструкции федеральной автодороги М-4 «Дон».
– Схема организации дорожного движения, а также все элементы сопутствующей инфраструктуры полностью соответствуют требованиям ГОСТ и четко регулируют движение, – пояснили в администрации города.
Интересно, что по словам городских властей, вопреки мнениям экспертов, данная развязка является полностью безопасной. В подтверждение этому в администрации привели три ДТП, которые произошли на этом отрезке пути с 2017 года (данные с «Карты ДТП»). Так, первая авария произошла из-за несоблюдения дистанции и управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, вторая и третья – из-за несоблюдения очередности проезда.
Напомним, развязка на пересечении ул. Минской и ул. Изыскателей, которая является частью трассы М-4 «Дон» (дороги «Воронеж – Репное»), входила в план реконструкции федеральной автодороги стоимостью в 14,2 млрд рублей. Участок протяженностью в 26,3 км сдали в эксплуатацию в 2013 году.
Автор: Юлия Коннова
Фото: ГУ МВД по Воронежской области, Николай Киселев, скриншот с сайта «Карта ДТП»