Культура 0+

Реакция на «Воронежский пульс»: «Свежую струю от Боякова примем, но нагадить не позволим!»

Корреспондент Интернет-газеты «Время Воронежа» попытался разобраться, из-за чего доклад о культурной среде и культурной политике вызвал в нашем городе столь неоднозначную реакцию

Три вопроса о культуре

Всесторонне оценить доклад «Воронежский пульс» от Эдуарда Боякова и Ко (где-то три десятка авторов), а особенно реакцию на него всех заинтересованных лиц – это все равно как море переплыть. Задача для античного титана, а не просто теплокровного человека. К тому же солидарен с одним из своих друзей, выразившим сомнение, что и сам Бояков смог осилить это «море».

Однако в той же античности мудрые греки учили (для ясности понимания) правильно ставить вопросы. Вот и мы сейчас поставим их относительно «Воронежского пульса». Прощупан ли пульс качественно? Отчего он после этого повысился? И - знает ли кто, как сделать, чтобы этот пульс был ритмичным, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения?

Пульсирующие

«Измерением социальной и культурной политики должен быть не абстрактный «человек», а его сокровенное, творческое начало», говорится Бояковым в предисловии к докладу. И всё исследование, как видится, посвящено всему тому, что на это творческое начало влияет. От болтовни на лавочках до газет и театров. Это, если в двух словах.

Но отчего пульс общественности так забился после обнародования «Пульса»? Это мы сразу переходим ко второму вопросу - об адекватности реакции общества на доклад. Увы, первая реакция была далека от творческой. «Бояков над нами насмехается». «Свежую струю от Боякова мы ещё примем, но нагадить не позволим». «Не дадим превратить Воронеж в Пермь!» Вот синопсис свежей критики.

А что, собственно, случилось с Пермью? Кто знает доподлинно? Пермь как стояла, так и стоит. Культурная жизнь ее в единстве и борьбе с гельманами только всколыхнулась, получила импульс к движению: «Реальные пацаны» вон не сходят с экрана. Это я к тому, что раскрывать объятия Боякову совсем не обязательно, даже – лучше сопротивляться, но – творчески. И за этот вызов ему и авторам доклада – отдельное спасибо.

В этой связи нельзя не вспомнить самый первый (сразу после прочтения) ответ на вызов варяга.

Директор театра оперы и балета Игорь Непомнящий, культурный человек высказался четко: «То, что написано в докладе, - вранье и настоящая подтасовка. Вы направили свою деятельность на подрыв культурного наследия Воронежской области. Всю культуру города Воронежа вы ставите под сомнение. Я в ближайшее время дам свой ответ», - заявил он Эдуарду Боякову и уже завтра дает пресс-конференцию.

Когда вот так с пафосом упоминается культура, герой немецкой пьесы обычно искал пистолет, а человек нашего времени - корыстный интерес. Согласно «Воронежскому пульсу», ситуация в оперном театре близка к катастрофической, нет работы с аудиторией, учреждения удовлетворяет потребности тех зрителей, что есть: бюджетников пенсионного и предпенсионного возраста, в сторону молодежи не развивается.

 Возможно, здесь есть некая подтасовка, но вранья-то точно нет. И Игорь Непомнящий как опытный руководитель, услышав критику, почуял, что кадровое решение по нему запахло жареным. И заговорил об абстрактной культуре.

Ошибки по боякову

А ведь совсем по-другому звучал бы его ответ, если бы он сказал, к примеру: «Вы не знаете, а завтра у нас будет постановка, от которой все ахнут, а молодежь объявит ее культовой!». И отсутствие такого ответа само по себе красноречиво.

Таким образом, мы сразу (минуя первый) едва не перешли к третьему вопросу: «Как улучшить воронежский культурный пульс?». Но сначала требует ответа вопрос, хорош ли доклад?

Не стану делать вид, что прочитал все 470 страниц. Но, во всяком случае, не только те, что касаются СМИ. Да, иные средства массмедиа просто выпали из исследования (особенно, набирающие популярность местные интернет-ресурсы). И вообще о СМИ написано неинтересно. Но, знаете, может, они это и заслужили?..

Вот коллегу из Острогожска начальство озадачило найти, что пишут в докладе про «культурную мекку Черноземья», то бишь про Острогожск. Он нашел упоминание про то, как «в городе в 17 веке в стиле барокко была построена Преображенская церковь». На самом деле - это русский белокаменный классический храм, построенный в 19 веке, в 20-м 15 лет побывший складом. К тому же церковь зовут Ильинской по приходу, хотя официально Преображенская. Короче, с барокко авторы «Пульса» погорячились. Скажем то же обо всех допущенных в исследовании ошибках.

О воскрешении культурной коды

Но ошибки и неточности доклада не умаляют его значения. Однозначно это серьезная работа. Например, меня пленил отрывок из главки «Религия»: «Особенно нужно выделить (в Воронеже – прим. авт.) феномен «нового религиозного сознания», связанного с именем Андрея Платонова. Поскольку эта фигура становится наиболее знаковой (в том числе и благодаря Платоновскому фестивалю искусств), необходимо более глубокое постижение того архетипического уровня массового сознания, который связан с идеей Николая Федорова о «воскрешении умерших предков». Здесь есть точки соприкосновения с народными православными пасхальными представлениями (эсхатологическая утопия), что может способствовать созданию современного религиозного неконфессионального символизма, имеющего в то же время глубокую традиционную основу».

Тут есть, над чем подумать. Доклад точно - не халтура. Я бы сказал в этом плане доклад беспрецедентен. Просто сравните с тем, что делалось властью и для власти последние лет 20 (вспомним, Стратегию-2020, правда, из другой области). Причем не только в Воронеже, но в целом в России. Эксперты подсказывают разве что национальный доклад «Культурная политика России», сделанный группой отечественных и зарубежных специалистов под руководством Кирилла Разлогова аж в 1996 лохматом году.

Вообще новая идеология, парадигма, культурные коды формируются или не формируются вне подобных докладов. Это надо понимать. Кто в скором будущем попадет на культурную визитку Воронежа? Может быть, Юрий (Клинских) Хой и его «Сектор газа», которые и так знамениты не хуже Котенка с Лизюкова? Какие у них культурные коды, пес их знает.

Надо искать, находить и не сдаваться. Как заметил тот же мой острогожский друг, «если люди не умеют построить работающий сортир, отремонтировать Острогожский ДК за 1,5 млн рублей, не в состоянии увидеть обстановку убийства инженера в «Епифанских шлюзах» раннего Платонова, если пишут в количестве сотни человек «доклад Боякова», я уж молчу о концептах "Сектора Газа»…».

К слову, предварительный вывод (конечная версия будет через месяц) доклада: «Необходимо увеличить областной бюджет расходов на культуру до 3 млрд. Речь идет не о деньгах на новое строительство или «ремонт крыш», а об инфраструктуре, о средствах на модернизацию, на программы…» - мне импонирует.

А что бы ещё вы хотели услышать? Новые идеологии и коды рождаются в увлекательной борьбе взглядов, мнений, а главное – поступков.

Автор: Редакция