Отрасль железнодорожных пассажирских перевозок в России готовится к самому значительному обновлению за последние десятилетия. Привычная схема с жестким делением на плацкарт и купе уходит в историю, ей на смену приходит система, где во главу угла ставится не тип вагона, а потребности конкретного пассажира.
Основой нового подхода станут вагоны увеличенной габаритности, их ширина возрастет на 28 сантиметров, а длина на 73 сантиметра. На практике это означает реальное увеличение личного пространства. Проходы станут шире, а спальные места просторнее, что решит извечную проблему тесноты в эконом-сегменте, конструкция вагонов позволяет разместить десять изолированных помещений вместо стандартных девяти, но без потери комфорта внутри них.
Наиболее ожидаемым нововведением, запланированным на 2028 год, станут капсульные вагоны. Капсула предлагает полностью isolated пространство, регулируемое освещение, продуманные системы хранения и необходимые для современного человека разъемы, решение идеально подходит для пассажиров, работающих в дороге, или тех, кто ценит уединение, но не готов арендовать целое купе.
При разработке этих проектов инженеры РЖД ориентировались на мировой опыт, однако ключевые решения принимались с учетом российской специфики, учитывались протяженность маршрутов, которые могут длиться до семи суток, суровые климатические условия и сложившиеся привычки путешественников. Первые прототипы таких вагонов были представлены еще в 2020 году, и сейчас проект переходит в стадию активной реализации.
Для пассажиров это выльется в более широкий выбор и возросший уровень комфорта даже в бюджетных категориях, при этом капсульные вагоны не универсальны. Семьям с маленькими детьми или большим компаниям, вероятно, будет удобнее в классических купе, где проще организовать общее пространство.
Российские железные дороги делают осознанный шаг персонализации: скоро долгая поездка на поезде перестанет быть испытанием на выносливость и превратится в часть путешествия, где можно работать, отдыхать и наслаждаться дорогой. Первые составы нового поколения уже готовятся к выходу на магистрали, открывая новую главу в истории отечественных железных дорог.