Интернет-газета "Время Воронежа"
01 ноября, Воронеж 5,0°
Курс ЦБ 80,98 93,39

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Новости России 16+

Почему современные двигатели гнут клапаны: правда и мифы

Многие автолюбители до сих пор с ностальгией вспоминают старые двигатели, где при обрыве ремня ГРМ ничего страшного не происходило. Современные же моторы в аналогичной ситуации требуют дорогостоящего ремонта с заменой клапанов. Почему же производители отказались от проверенной и надежной схемы?

Главная картинка новости: Почему современные двигатели гнут клапаны: правда и мифы
Фото: Шедеврум

Как работали старые «неубиваемые» моторы

Секрет «безвтыковых» двигателей прошлого века был прост — в конструкции поршней предусматривались специальные выемки (цековки). При обрыве ремня клапаны свободно опускались в эти углубления, не встречая препятствий. Это было надежно, хотя и не всегда оптимально с точки зрения эффективности работы двигателя.

Любопытно, что АвтоВАЗ, который одно время перешел на «втыковую» схему, столкнулся с недовольством клиентов и вернулся к проверенному решению. На новых 1,8-литровых двигателях с завода снова устанавливают поршни с цековками. Это редкое исключение на современном рынке.

Экология и экономия: главные враги «безвтыковых» моторов

Основная причина изменений — ужесточение экологических норм. Производители вынуждены постоянно повышать эффективность двигателей, уменьшая расход топлива и вредные выбросы. Один из ключевых способов добиться этого — увеличение степени сжатия.

Если раньше этот показатель редко превышал 10:1, то в современных моторах он может достигать 14:1. Представьте — топливно-воздушная смесь сжимается в 14 раз! В таких условиях просто нет места для дополнительных полостей в поршнях. Камера сгорания становится максимально компактной, и при обрыве ремня клапанам просто некуда деться — они неизбежно встречаются с поршнями.

Технологический прогресс и его обратная сторона

Современные двигатели оснащаются системами изменения фаз газораспределения. Эти сложные механизмы позволяют «настраивать» работу мотора под разные режимы — например, на высоких оборотах клапаны открываются шире для лучшего наполнения цилиндров. Но при обрыве ремня именно эта особенность и играет злую шутку — клапаны оказываются в опасном положении.

Кроме того, сами поршни стали значительно легче и компактнее. Это снижает инерцию и повышает КПД, но также исключает возможность создания безопасных зон для клапанов. Все детали работают с минимальными зазорами, словно части сложного механизма часов.

Правда ли это способ заработать на запчастях?

Многие автомобилисты уверены, что переход на «втыковую» схему — это сознательный шаг производителей для увеличения продаж запчастей. Действительно, ремонт после обрыва ремня ГРМ обходится недешево — замена клапанов, шлифовка головки блока, а иногда и установка новых поршней.

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что основная причина все же в технологической необходимости. Современные системы ГРМ стали достаточно надежными — качественный ремень или цепь при своевременной замене служат долго. Производители рассчитывают, что владелец будет соблюдать регламент обслуживания, и в таком случае проблем не возникнет.

Сегодня «безвтыковые» двигатели — это скорее исключение, чем правило. Они сохранились в основном на бюджетных моделях и некоторых специальных версиях. Автопроизводители выбирают между абсолютной надежностью и эффективностью, и чаще всего побеждает последняя. Поэтому так важно следить за состоянием ремня ГРМ и менять его строго по регламенту — эта простая процедура может сэкономить десятки тысяч рублей на ремонте.

Читайте также:

Новости партнеров