Стою на заправке, смотрю на пустующие колонки и вспоминаю, как еще месяц назад все было нормально. Сейчас приходится объезжать по три-четыре АЗС, чтобы найти топливо.

Ситуация знакома многим водителям, и я решила разобраться, что вообще происходит.
Почему возник дефицит
Все началось с плановых ремонтов на нескольких крупных НПЗ. Как объясняют автоэксперты, когда один завод встает на профилактику, его нагрузку должны распределить между другими предприятиями. Но на практике не так все просто.
Представьте: завод в Воронеже обеспечивал топливом половину области. Теперь он на ремонте, и вместо него должны работать предприятия из Липецка или Белгорода. Но у них уже есть договоры и графики поставок. Перестроить сложную систему за один день невозможно — нужно перезаключать контракты, согласовывать маршруты, находить свободные бензовозы.
Когда все наладится
По прогнозам , ситуация должна стабилизироваться в течение месяца. Сейчас вижу, что некоторые заправки начинают работать в обычном режиме, хотя очереди пока еще сохраняются.
Главное — не паниковать. Мощности российских нефтеперерабатывающих заводов позволяют производить топлива с запасом. Нужно время, чтобы наладить логистику между регионами. Как с доставкой пиццы: если один курьер заболел, другому нужно время, чтобы взять его заказы в свой маршрут.
Что будет с ценами
Вот здесь новости не самые радостные. Из-за того, что топливо теперь приходится возить за сотни километров, его себестоимость закономерно растет. Бензовозам нужно больше топлива на дорогу, водителям — платить за переработки, компаниям — компенсировать дополнительные расходы.
Сейчас цены за литр подорожали на 5-7 рублей по сравнению с началом лета. На некоторых заправках 92-й продают почти по 60 рублей, хотя еще недавно можно было найти за 53-54.
Вырастет ли цена до 100 рублей?
Автоэксперты считают, что до трехзначных цифр в этом году не дойдем. Скорее всего, цена остановится на отметке 65-70 рублей за литр. Конечно, это все равно много, особенно если сравнивать с прошлогодними ценами.
Лично я начала перестраивать привычки: планирую поездки заранее, объединяю дела в одну поездку, иногда пользуюсь общественным транспортом. И советую всем не создавать ажиотажный спрос — не стоит заливать полные баки и канистры «про запас». От этого дефицит только усиливается.
Надо помнить: эта ситуация временная. Через несколько недель топливо снова будет на всех АЗС, просто немного дороже, чем мы привыкли.