Многие водители уверены, что обгон справа — это грубое нарушение, но так ли это на самом деле? Современные ПДД дают однозначный ответ, и он кроется в правильном понимании терминов.
Обгон является всегда выездом на полосу встречного движения для опережения одного или нескольких транспортных средств с последующим возвращением на свою полосу, поскольку встречная полоса в России всегда находится слева, настоящий обгон возможен только слева. Любые другие маневры с выездом на «встречку» строго запрещены.
Опережение - движение с большей скоростью, чем попутные транспортные средства, без выезда на встречную полосу. Опережать можно как по своей полосе, так и перестраиваясь на соседнюю попутную.
Таким образом, «обгон справа» в строгом юридическом смысле - это миф: физически невозможно выполнить обгон (с выездом на встречку) с правой стороны. Тот маневр, который многие так называют, на самом деле является опережением с правой стороны.
Когда опережение справа разрешено?
Представьте ситуацию на многополосной дороге в городе, вы движетесь в левом ряду, но впереди идущий автомобиль значительно снижает скорость, правый ряд при этом свободен. Вы имеете полное право перестроиться вправо, опередить медленное транспортное средство и затем вернуться в свой ряд - маневр абсолютно законен.
ПДД даже предписывают водителям занимать правую полосу при свободных дорожных условиях, оставляя левые для маневрирования и опережения.
Когда опережение справа запрещено?
Законность маневра заканчивается там, где начинается нарушение других пунктов правил.
- Опережение по обочине. Категорически запрещено, даже если обочина имеет твердое покрытие. Штраф за это составляет 1500 рублей.
- Опережение по полосе для общественного транспорта, велосипедной или пешеходной дорожке.
- Опережение при сужении дороги справа или если правая полоса предназначена исключительно для поворота направо. В этом случае маневр будет создавать аварийную ситуацию.
Сам по себе маневр опережения по соседней попутной полосе справа не является нарушением, а являются сопутствующие действия: движение по обочине, игнорирование знаков и разметки, а также создание помех другим участникам движения. Безопасность и внимательность остаются главными принципами любого маневра на дороге.
Источник: Автовод со стажем