Общество 0+

«Культурную модернизацию должны делать те, кто живет в регионе»

Аналитики обсудили, почему доклад «Воронежский пульс» некоторые горожане восприняли в штыки и почему даже неудачный культурный эксперимент в России лучше, чем его отсутствие

В последнее время всё чаще исследователи высказываются, что Воронеж стал претендовать на статус культурного центра страны. Многие считают, что «культурная революция» у нас началась с приходом создателя «Золотой маски» Эдуарда Боякова.

- Культурный дискурс так захватил горожан, что сегодня в любом ресторане можно услышать яростные диспуты по вопросам культурной политики, - пишет «Коммерсант». - Например, сидит себе компания из журналистов, силовиков и бизнесменов и яростно спорит о трансформации культурных символов в эпоху постмодернизма.

До этого на статус культурной столицы страны претендовала Пермь – во время работы там Марата Гельмана и тогдашнего арт-директора пермского театра «Сцена-Молот» Эдуарда Бояова. С Воронежем же Боякова объединяет давняя история — здесь Эдуард Владиславович окончил журфак Воронежского госуниверситета. Столичные коллеги были удивлены, узнав, что создатель престижных фестивалей возвращается в Воронеж, где он вновь займется преподавательской работой — на этот раз на посту ректора Воронежской академии искусств.

Также Эдуард Бояков выпустил доклад «Воронежский пульс», который вызвал массу споров и дискуссии, как среди представителей культуры, так и среди простых горожан, а обошёлся в шесть миллионов рублей.

Но еще до официальной презентации доклада новый ректор Воронежской академии искусств приобрел в городе совершенно демоническую репутацию. Летом Бояков, только что занявший пост ректора ВГАИ, привез в рамках Платоновского фестиваля в Воронеж спектакль эстонского театра Театра NO99 «Педагогическая поэма».

- Прямо во время спектакля эстонские актеры убедились в силе воздействия искусства: сначала на сцену полезли крепкие мужики, желающие остановить «содомитов», затем часть зрителей демонстративно покинула зал, - отмечает издание. - Следом грянул скандал и на творческом вечере поэтессы Веры Павловой, на который был приглашен весь бомонд Воронежа, включая губернатора с супругой, видных чиновников, предпринимателей, силовиков.

— И выходит эта девица, и начинает читать свои стихи, а там в одном стихотворении, извините меня, десяток производных от глагола «е..ать»,— цитирует «Коммерсант» артиста Александра Назарова.— Люди, конечно, были в полном шоке. И после этого господин Бояков заявил, что воронежский зритель еще не готов воспринимать современное искусство. Следовательно, делаем мы вывод, его надо подготовить. То есть Воронеж нужно превратить в экспериментальную площадку по пропаганде всех этих половых извращений и нетрадиционных сексуальных отношений. Но мы этого им не дадим!

А после опубликования «Воронежского пульса» многие горожане начали искать в тексте доклада нелепицы и ошибки. Возникло даже стихийное движение за переписывание отдельных глав, задевших чувства местных знатоков. На волне критики появилось движение «Культурный фронт», которое начало проводить митинги общественности и писать свою «Стратегию догоняющего развития: десять шагов в реанимации воронежской культуры», за основу которых взяли «ценности славянско-православной цивилизации и региональная идентичность».

Воронеж часто сравнивали с Пермью, где тоже пылись сделать «культурную революцию». Считается, что сейчас проект свернут или по крайне мере заморожен. В июне этого года Марат Гельман уволился с поста директора музея современного искусства PERMM, а правительство края заявило об отказе от двух наиболее амбициозных пунктов программы развития края, включая «Продвижение города Перми как культурной столицы Европы...».

Но, как отмечают исследователи,  даже неудачный культурный эксперимент в России лучше, чем его отсутствие.

- Удача или неудача культурной модернизации города или региона в любом случае лучше, чем инерция, чем хождение по кругу, - поясняет издание. - Другое дело, что модернизация — а этому научила Пермь — должна делаться теми, кто живет в регионе, а не «приезжими»,  должна по максимуму опираться на внутренние силы. Однако даже неудача или формальное сворачивание проекта ничего не меняет: зерна соблазна уже брошены в почву. Соблазна перемен, новой жизни.

Автор: Редакция