Интернет-газета "Время Воронежа"
02 сентября, Воронеж 23,0°
Курс ЦБ 80,43 94,38

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Общество 0+

КСП: Правительство Воронежской области уделяло недостаточно внимания проблемам Театра оперы и балета

Информация о неэффективности управления Игоря Непомнящего не подтвердилась

Главная картинка новости: КСП: Правительство Воронежской области уделяло недостаточно внимания проблемам Театра оперы и балета

Контрольно-счетная палата Воронежской области завершила проверку Театра оперы и балета. Она не нашла серьезных нарушений в деятельности Игоря Непомнящего, несмотря на то что ревизоры активно копали под «клан Непомнящих». Его супруга, сын и невестка продолжают работать в театре. Результаты проверки ставят под сомнения заявления главы департамента культуры области Елены Ищенко о неэффективности Непомнящего как директора и его ставке на гастрольную составляющую в работе учреждения.

В ревизии воронежской Оперы участвовали заместитель начальника инспекции КСП по контролю расходов на социальную сферу, доходов и расходов бюджета территориального ФОМСа и три других сотрудника палаты рангом пониже. А для усиления аудиторской группы в ее состав вошли подчиненные первого вице-премьера области, руководителя департамента имущественных и земельных отношений Максима Увайдова. Сама проверка осуществлялась больше месяца - с 15 октября по 19 ноября. То есть началась сразу же после увольнения Игоря Непомнящего.

Как выяснилось, Непомнящий на протяжении 2011 и 2012 годов перевыполнял практически все параметры госзадания, установленного областным департаментом культуры. Средняя заполняемость залов в 2012-м составила 64% (при плане - 55%), количество зрителей, посетивших театр, - 148,6 тыс. человек (122 тыс.), доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 19,28 млн рублей (17,2 млн), количество проведенных мероприятий - 218 (200), число новых и капитально возобновленных постановок - четыре (две), обновляемость репертуара - 13% (3%). А вот в 2011 году план по числу мероприятий был не выполнен - 211 по факту против 240 по предписанию чиновников. Но задача была поставлена нереальная. И вот почему.

Как объяснял Игорь Непомнящий в письме к губернатору Алексею Гордееву, из 365 дней в году нужно отнять июль и август, когда идет подготовка новых спектаклей, а актеры поочередно уходят в отпуск, и сентябрь, когда идет подготовка к новому сезону. Плюс 30 выходных. Плюс дни, когда идут оркестровые и генеральные репетиции новых постановок. «В лучшем случае получается, что театр может показать своими силами 145 спектаклей в год», - указывал Игорь Непомнящего. Реально ли осуществить 240 мероприятий? Очевидно, что без сдачи помещений театра в аренду - нет.

Из акта КСП видно, что в культурном учреждении - кадровый кризис. Штатное расписание в период с 1 января 2011-го по 1 октября 2012 года утверждалось на уровне 525 человек. Однако на время аудита оказалось, что количество вакансий составляет 145 единиц, или 27,2%. Не хватает восемь человек административно-управленческого, 13 человек художественного, 62 человек художественно-производственного, 16 человек обслуживающего персонала и 43 артиста, в том числе девять вокалистов, 19,5 штатных единиц балета. 78 человек (или 20,7%) работников получали дополнительные выплаты.

Более того, проверкой порядка формирования штатного расписания учреждения установлено, что фактическая численность артистического персонала театра ниже нормативной на 126 единиц, или на 31,5%, и составляет 274 человека. Численность художественного персонала ниже нормативной на 25 человек (41,7%). В то же время по указанному персоналу имеются вакантные должности в количестве 56 единиц.

Любопытно, что на фоне кадрового кризиса в театре руководство департамента культуры не далее, как в июле, требовало от Непомнящего провести сокращения сотрудников, что облекалось в благообразную форму оптимизации. Непомнящий ответил, что в таком случае театр из классического Театра оперы и балета нужно переименовать в Музыкальный, у которого будет поменьше штатов и, само собой, амбиций.

В проверяемый период было поставлено 12 новых спектаклей (по четыре ежегодно): пять опер («Орландо», «Волшебная флейта», «Паяцы», «Человеческий голос», «Умницы»), четыре балета («Ромео и Джульетта», «Балетные шедевры», «Снежная королева», «Вечер современной хореографии») и три оперетты («Ради женщин», «Бабий бунт», «Мужчина моей мечты»). На их организацию из всех источников направлено 17,5 млн рублей.

Данные КСП свидетельствуют, что Игорь Непомнящий проводил политику по уменьшению доли гастролеров, таким образом претензии к нему обратного свойства от Елены Ищенко, руководителя департамента культуры области, лишены оснований.

Доходы от гастролей составили в 2011-м 33% от всех доходов театра, в 2012-м - 30%, за девять месяцев 2013 года - 24%. А вот выручка от собственных мероприятий год от года росла (с 65% до 72%). При том, что одновременно снижалось финансирование Театра оперы и балета из областного бюджета. В 2011 году - 95,3 млн, в 2012-м - 87,8 млн, в первом полугодии 2013-го - уже 36,3 млн рублей. Бюджетное финансирование театра в 2013 году составляет 76% от финансирования в 2011-м, то есть упало на четверть, тогда как доходы учреждения в 2012-м по сравнению с 2011-м выросли на 30%.

Единственная серьезная претензия, которая заслуживает внимания, состоит в том, что заключение договоров на проведение гастролей заезжих звезд производилось на заведомо невыгодных для Театра оперы и балета условиях. Организаторы гастролей предоставляли учреждению 33 места из имеющихся 1073. Правда, новый директор театра Николай Попов, как отмечают аудиторы, делает то же самое, что и Игорь Непомнящий. В частности, в договоре с ИП Сергачевой Е.П., организующей 5 декабря концерт народного артиста России Владимира Винокура, предусмотрены те же 33 пригласительных.

Результаты аудита КСП вызвали неудовольствие первого вице-премьера области Владимира Попова, курирующего в регионе социальную политику. Он ждал других результатов. А ведь из отчета ревизоров следует эффективность деятельности Непомнящего как директора, и таким образом вся аргументация областных властей о причинах его отставки, в частности, о засилье гастролеров, рассыпается. «Сформировалось уже целое поколение людей, которые воспринимают Театр оперы и балета как помещение, куда ходят на концерты заезжих звезд», - заявляла Ищенко. Тогда как в реальности областное финансирование год от года снижалось, в учреждении кадровый кризис, но и в таких жутких условиях Непомнящий выполнял план, снизил долю гастрольной составляющей до 24%, нарастил выручку от своих мероприятий. Так что имеющиеся проблемы воронежской Оперы, как представляется, вызваны прежде всего недостаточным вниманием, которые уделяли театру сами региональные власти.

Новости партнеров