Правительство Российской Федерации предложило ввести новый показатель оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в регионах страны -«Содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции». Об этом сообщили деловые федеральные издания. Скорее всего, рейтинги губернаторов, в том числе Алексея Гордеева, и правительств в 2016 году уже будут составляться с учетом нового критерия.
Регион закрыт. Не велено принимать
Стандарт развития конкуренции – программа, которую внедряют в стране уже год. Но видно, не очень успешно, раз инициатор (Минэкономразвития) предложил ее жестко стимулировать. Ведь отныне любой факт несвободной конкуренции может уронить рейтинги региона - те самые, по которым нынче модно судить о судьбе губернатора и его команды.
Один из краеугольных положений «Стандарта» – экономическая открытость региона, свободное перемещение товаров, людей, денег, идей. С этим у Воронежской области всегда были проблемы. Никогда не любили у нас ни «москвичей», ни «южан». В советское время балом в региональной экономике правили гиганты оборонно-промышленного комплекса, которые были закрытыми и по теме, и по идеологии своего развития - формируя вокруг себя маленькие государства в государстве – со своими жилыми городками, подсобными хозяйствами. Во времена реформ столица «красного пояса» прославилась деятельностью своих пограничных кордонов, на которых останавливали предназначенные для вывоза за пределы области грузовики с зерном. Потом наоборот - мы стали закрывать свой рынок от ввоза: инорегиональной водки и продовольствия. Идея защиты воронежского производителя стала чуть ли не «национальной» для нас. Каждый доморощенный производитель крупы, молока, водки, колбас мог, в силу своего «пролетарского происхождения» требовать ограничений на ввоз конкурирующей продукции, лимитов местной продукции на полках гипермаркетов, льгот по кредитам и т.п. И ему часто шли навстречу – и в итоге развращали «воронежского производителя», который вместо работы над качеством и производительностью предпочитал «качать права». У нас расцвела практика добровольно-принудительной сертификации и маркировки. Наконец, у нас сложился едва ли не самый закрытый в стране рынок строительных услуг. Строительное сообщество и его мощнейшее политическое лобби, не пустило ни одного серьезного конкурента со стороны.
Выбор без «Выбора»
Сколько миллиардов потеряла из-за такой «традиции» Воронежская область, сказать невозможно. А сколько еще потеряет? То, что проблема не была решена, а лишь загнана вглубь, убедительно продемонстрировал инцидент с компанией «Выбор-С», который изрядно подпортил пафос Масловского межрегионального форума инвесторов.
«Выбор-С» из Новороссийска с 2011 года вел переговоры о строительстве нового завода по производству тротуарной плитки и элементов ограждения на территории Масловского промпарка. Но все уперлось в участок. Огромная Воронежская область не смогла поделиться десятком гектаров с будущим налогоплательщиком – по крайней мере, тем участком, где есть необходимые для производства коммуникации.
И в то же время искомый участок почти молниеносно получает ООО «Гравитон», зарегистрированный в мае 2015 года. Под почти аналогичный проект.
Хлопнув, по сути, дверью, руководитель «Выбора-С» Евгений Пашко разослал в региональные СМИ документы, которые прекрасно иллюстрируют многолетнюю эпопею бюрократических мытарств, но дают им лишь одно, слабое объяснение: согласно официальному письму за подписью вице-губернатора Воронежской области Андрея Ревкова, «Выбору-С» фактически отказали по той причине, что «вы люди не местные».
Воронежская стройиндустрия - как и аффилированный с ней рынок стройуслуг – регионально замкнутый бизнес. Он и так страдает от перепроизводства стройдеталей, плитки и тому подобного бетона. Пускать чужака на свою поляну, да еще в кризисное время, никто не хочет. А региональная власть в который раз «повелась» на заклинания «воронежского производителя».
Как уплывают капиталы
Стоит отметить, что региональный протекционизм – не уникальная болезнь Воронежской области. Как сообщил в своем пресс-релизе Центр макроэкономических исследований при правительственной Финансовой академии, этой болезнью страдают до 80% регионов страны. Режим регионального протекционизма не дает внешним инвесторам присутствовать на рынке и серьезно ограничивает их возможности. Это вынуждает игроков уводить капиталы из региона и даже страны. При этом всё чаще звучат предложения легализовать региональный протекционизм – якобы для того, чтобы вывести региональную экономику из теневого режима и даже обеспечить лучшую работу по импортозамещению.
До сих пор протекционизм, как стратегия региональной политики был ненаказуем. Доказать, что игрока не допустили на рынок именно из-за политики, а не из-за нехватки каких-то бумаг, практически невозможно.
Потребовалось принятие трех «антимонопольных пакетов, чтобы эта вакханалия прекратилась. Официально преференции «для своих» выдавать перестали. Но неофициально воронежское происхождение осталось если не пропуском в клуб привилегированных, то приемлемым объяснением на случай неудобных вопросов: как, почему льготы - это же наш, воронежский производитель!
Но новая правительственная инициатива может все изменить. Доступ внешних инвесторов к региональному рынку станет основным критерием оценки работы местных властей, которые по распоряжению первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова должны будут создавать «здоровую рыночную среду на местах». Уровень конкурентности региона будут оценивать на предмет соответствия региональных показателей установкам стандарта.
А это уже серьезно.
Автор: Лев Рыбкин
Комментарии