У Воронежа шесть городов-побратимов и ни одного инвестора

У Воронежа шесть городов-побратимов и ни одного инвестора

Почему внешняя политика на муниципальном уровне сводится к культурному обмену


 

У города Воронежа, как известно, имеется шесть городов-побратимов в дальнем зарубежье. Плюс установлены партнерские отношения с двумя городами зарубежья ближнего. Экономическая отдача от всех этих дружественных связей – нулевая.

В понедельник, 12 сентября, руководитель управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Елена Гудкова на планерке в мэрии выступила с докладом о состоянии отношений с зарубежными партнерами Воронежа.

Первым побратимом города стал в 1967 году чешский Брно. Пик сотрудничества с этим городом пришелся на 1970-е годы, а в последнее время все свелось к обмену официальными делегациями по торжественным случаям и выставочной деятельности.

Правда, напомнила Елена Гудкова, прошлой осенью губернатор Алексей Гордеев побывал в Чехии и встретился, в том числе, с мэром Брно Петром Вокржалом. Тогда в ходе встречи стороны договорились рассмотреть формы постоянного сотрудничества, включающие в себя проведение совместных деловых мероприятий, регулярный обмен бизнес-делегациями, организацию выставок и ярмарок. А губернатор еще и пригласил мэра вместе с представителями Торгово-промышленной палаты Брно посетить наш регион с бизнес-миссией.

Но пока мы ответного визита не дождались. Впрочем, Елена Гудкова оптимизма не теряет: в следующем году будет 50-летие нашего побратимства, возможно, юбилей поспособствует оживлению отношений

В 1989 году Воронеж наладил побратимские отношения с Везермаршем (Германия). Обмен делегациями тут налажен постоянный: приезжали немцы в Воронеж и на 70-летие Победы, и на последний День города. Как отметил Елена Гудкова, ни санкции, ни в целом нездоровая обстановка не отразились на дружеских отношениях с Везермаршем. Но и экономические отношения с этим германским регионом не вышли дальше намерений.

Отношения, начатые в 1991 году с американским городом Шарлотт из штата Северная Каролина, по словам Елены Гудковой, сошли на нет еще к концу «нулевых» годов. Только в 2014 году случился небольшой всплеск, связанный с конференцией школьников.

Между тем, Шарлотт – крупный банковский центр, в городе расположены мощные предприятия машиностроения, химической отрасли и перерабатывающей промышленности. О сотрудничестве с таким партнером можно было только мечтать – если бы не известное напряжение в российско-американских отношениях. И если бы нам было, что предложить такому партнеру в смысле взаимной экономической выгоды.

В 1993 году Воронеж завязал побратимские связи с китайским городом Чунцин. По тамошним меркам,  город небольшой – всего 32 млн жителей. Здесь контакт вроде бы регулярный, но опять-таки  исключительно гуманитарный: обмен делегациями, студентами.

Были, правда, сказала Елена Гудкова, с китайской стороны предложения о более конкретном сотрудничестве, в частности, о наладке производства маломерных судов, строительстве станций по переработке сжиженного газа и т. п.

- Мы эти предложения передавали в соответствующие инстанции, - сказала Елена Гудкова, - но не скажу, что они были успешно реализованы.

Поэтому вместо производственных проектов в мэрии сейчас рассматривают вопрос о строительстве в Воронеже парка российско-китайской дружбы.

В 1995 году побратимом Воронежа стала болгарская община Сливен. В силу молодости этих отношений зачахнуть они еще не успели, но и развитыми их не назовешь: ездят туда-сюда творческие и детские коллективы, да официальные делегации по случаю праздников. Впрочем, требовать от болгарского капитала инвестиций в воронежскую промышленность было бы несправедливым. Никто в мире еще не слышал о болгарских инвестициях.

Последний побратим у Воронежа появился в 1996 году – старинный испанский город Леон (не путать с французским Лионом). Отношения эти возникли по инициативе Леонского и Воронежского университетов, и к сегодняшнему дню поддерживаются, в основном, академическим сообществом. Плюс воронежские художники иногда выезжают в Испанию со своими выставками.

И еще у Воронежа существую партнерские отношения, установленные в соответствие с рекомендациями МИДа, посчитавшего внешние связи городов важным инструментом в деле реализации внешней политики России: с Гомелем – в 2013 году и с Луганском – в 2014 году.

Если с Гомелем худо-бедно какое-то сотрудничество имеется в части взаимодействия «Гомсельмаша» и «Воронежсельмаша», то с Луганском, конечно, беда. Соглашение с этим городом было подписано в январе, а в апреле на сопредельной территории развернулись боевые действия. Так что все партнерство свелось к периодической передаче гуманитарной помощи от частных воронежских лиц частным луганским лицам. Рекомендации МИДа в этом случае, как видим, либо запоздали, либо опередили время.

И. о. мэра Вадим Кстенин, выслушав доклад, посетовал: мол, очень плохо, что мы не реагируем на инициативы таких развитых государств, как Китай, и поручил подготовить предложения по инвестиционным проектам, которые могли бы заинтересовать наши побратимов.

Корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» опросил нескольких экономических экспертов: отчего у нас с побратимами не складываются экономические отношения. Одна группа (назовем их резонерами) с ходу сказала: а что мы можем предложить развитым экономическим партнерам, кроме коррупции?

Но другие эксперты, заявив, что не все у нас так плохо с инвестиционной привлекательностью, назвали другую причину. Корень проблемы, по их мнению, в том, что местное чиновничество просто отвыкло проявлять хоть какую-то инициативу самостоятельно. Чтобы принять иноземный проект, им непременно нужно разрешение губернатора, а у губернатора других дел хватает.

В общем, сказали сведущие люди, пассивность муниципальных чиновников вызвана привычкой к управлению в ручном режиме. Потому и ожидать притока инвестиций на места без воли губернатора не стоит.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.