Воронежский «театральный роман» вокруг встречи с актёром Будрайтисом

Воронежский «театральный роман» вокруг встречи с актёром Будрайтисом
Или о чём журналисту поведал в жару «зимний театр»?

Безусловное достоинство Платоновского фестиваля в том, что ближе к закату театральными подмостками становится весь центр Воронежа, в городе появляется нечто от Питера. По проспекту Революции и окрест словно по сцене  расхаживают красивые люди в чистых и светлых одеждах; и (не знаю, заслуга ли здесь закона о запрете курения?) среди них мало курящих, незаметны пьяные. Такие фестивальные вечера хорошо завершать знаковой встречей. Например, с легендарным актёром Йозасом Будрайтисом.

Мэтр согласился встретиться после спектакля в «зимнем театре». И мог ли я знать, что само посещения этого театра предстанет в виде исключительного лицедейства. Причём, в новом «зимнем театре» я был впервые, хотя в студенческое время нередко посещал старый, драматический, кольцовский. Реконструкция, как вы помните, началась ещё  при губернаторе Шабанове, продолжилась при Кулакове и наконец, театр родился заново при Гордееве. И знаете, по моему твёрдому убеждению, почти два десятилетия перестройки окружённого заборами театра явно сказывались на атмосфере в центре Воронежа. Сумрак окутывал его. Как-то, для написания об этом колонки я специально ночью с другом перелез на стройплощадку «храма искусств» и физически ощутил инфернальные токи, разгуливающие там вместе с бродячими собаками.

Определённо, состояние главного драматического театра города говорит и о мышце власти, что базируется в своей администрации неподалёку. Театр утопал в строительном мусоре - губернская власть тоже утопала в том, в чём сейчас разбираются правоохранительные органы.  Теперь новый театр при новом губернаторе вернул название столетней давности - стал «зимним». Но что именно за этим кроется?

Моноспектакль Будрайтиса подходил к концу. Я проник внутрь здания и сразу с первым подошедшим ко мне служителем поделился удивлением, что кто-то в Воронеже может быть недоволен (доводилось читать отзывы) «зимним театром». Хрусталь с электричеством, серебро по стенам и в завитках капители колонн – нет слов, фойе театра производило впечатление. Разве что аляповатые картины на стенах выбивались из общей стилистики. Все они были на тему зимней сказки, но -  из мира «мишек в сосновом бору». Здесь же больше подходили, скажем, готические виды дворца Снежной королевы. Впрочем, это мелочи. Настоящую критику скоро выдала выходящая из зала публика. Критику и театру, и заодно спектаклю с Йозасом Будрайтисом.

К слову, еще, будучи на «Сезуане» (что открывал Платоновфест в здании у Покровского храма) я услышал от коллег, что знаменитый советский и литовский актёр приехал с очень сложным спектаклем и практически не даёт интервью. Так что человека, что организовал нашу встречу, я уже заранее воспринимал, как проводника в заповедное. Когда же мы по узкой лестнице стали подниматься навстречу потоку спускавшихся после спектакля зрителей, я окрестил своего поводыря Вергилием. С учётом нынешней жары всё это вполне напоминало нулевой круг ада. Странно, но других выходов из зала наверху в театре не предусмотрено.  Подъём казался бесконечным, но за это время я успел познакомиться со всем диапазоном свежих отзывов.

Шли женщины в вечерних платьях, мужчины, как обычно, отставали в плане дресс-кода.

- Не, ну это совсем …неуважение к зрителю,  - сказал своей спутнице мужик в серой майке. То ли о спектакле, то ли о логистике внутри театра, а скорее – обо всём вместе. Дело в том, что по дороге мой Вергилий шепнул, что Будрайтис (первый спектакль в Воронеже состоялся накануне) не очень доволен  контактом с залом. Он играет бомжеватого вида старика (из пьесы Беккета), который в некий момент внутренне преображается, но зал на это не реагирует. Зал, похоже, разочарован; кто-то уходит, не дожидаясь финального занавеса.

- Ах, это было прелестно, - лестничным пролётом выше делится впечатлением с Вергилием женщина в синем платье, воронежский министр культуры.

Как это всё типично, классика.

У самого входа в зал встречаем знакомую девушку-журналистку, она жалуется, что ей «ничего не было видно», причём, с «даже купленного по билету места». Говорят, в зале стало кому-то плохо; там действительно душновато.

Актёр устал и мне дают «пять минут» на разговор. Несмотря на то, что литовские 5 минут должны означать не меньше 15 русских, я после всего услышанного и увиденного пребываю в сомнении, стоит ли говорить с мэтром о прошедшем спектакле. Поэтому делюсь впечатлением о театре и его полной страданий истории. Йозас соглашается с корреляцией состояния  театра (включая физическое) и общественной атмосферы. Упомянул об информационном пространстве, что становится «всё гуще и гуще». На этом месте вспоминаю о том, что я политический обозреватель и спрашиваю о теме, что в информационном пространстве сейчас №1. Собеседник говорит, что не дружит с политикой. Йозас напоминает усталого мудрого дервиша, что не любит отвлекаться от созерцания приоткрывшихся ему вечных тайн человека.

Пять минут беседы действительно растягиваются в десять, и хотя стрелки шли себе дальше, время, кажется, замерло. Пока в комнату не ворвалась суетная жизнь в лице самого главного в Воронеже режиссёра. Он улыбался. В этот момент случилась кульминация того эксклюзивного представления, что я наблюдал с момента сравнения проспекта Революции с театральными подмостками.

-  Добрый вечер, всё хорошо? Сегодня никакая женщина Вас не беспокоила? Не мешала? – интересуется режиссёр.

- Кто-то кашлял, а кому-то там плохо стало, - замечает актёр.

- А у нас вообще в городе рекорд жары. Я Вас поздравляю с большим успехом, это - фурор…, - режиссер присаживается на диван. -  А Вы что, сомневаетесь в чём-то?.. Ничего, это качество творческого человека.

- Были технические неполадки, которые надо было перебороть, всякое было, - нехотя говорит Йозас Будрайтис.

- Тем не менее, в нашем фестивале Ваш спектакль занял хорошее место, спасибо Вам за это.

- Мне приятно сейчас видеть улыбающихся людей, - как бы комментирует разговор актёр.

Режиссёр передаёт приветы Вильнюсу и уходит. Йозас Будрайтис вопросительно смотрит на меня.

- Это был наш великий местный режиссёр, - посчитал своим долгом сказать я в ответ как бы на немой вопрос. Так я и не понял, вспомнил актёр воронежского режиссёра или нет. Извинился напоследок за политические вопросы, они были не по адресу. О политике, как политический обозреватель, скажу сам. Мне было приятно выходить через электрические ворота в том месте, где пять лет назад я перелазил, опираясь на осколки строительных плит. Но отремонтировав  «храм искусств» и вернув ему название из царских времён, не стоит вместе с тем перенимать и известную самоуспокоенность николаевской империи. Когда живые критические реакции на происходящее воспринимаются хранителями дискурса, как злонамеренность. И когда всё «посягательство на основы», что не «прелестно», и не «фурор». Есть ещё проблемы свободного передвижения (по театру, в том числе), хочется, чтобы было  лучше видно и слышно. И над этим надо работать и губернатору, и министру культуры, и главному режиссёру Воронежа, чей новый театр сейчас строится впритык к профильному департаменту.

Насколько я понял, отчётный моноспектакль Будрайтиса был о труде души. О ревизии прожитого и сделанного, которую лучше всего проводить постоянно. А почивать на лаврах - никогда.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.