Жители воронежских многоэтажек массово жалуются на работу своих управляющих компаний в Государственную жилищную инспекцию и на портале оказания госуслуг. Недовольны они и работой органов местного самоуправления, которые в один момент не могут урегулировать все спорные моменты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Вопросы по этой теме, на прошлой неделе, за круглым столом обсудили представители власти, надзорных ведомств и руководители обслуживающий организаций.
Лицензирование сделало информацию об УК боле открытой
На взаимодействие управляющих компаний с жильцами должна была повлиять процедура лицензирования. Подразумевалось, что на рынке останутся только добросовестные организации, а жители будут обладать большей информацией об УК, заключая с ней договор.
Как рассказала начальник отдела Государственной жилищной инспекции Воронежской области Юлия Зорина, к 1 мая этого года 149 УК получили лицензии. 22 в выдачи документа отказали. Тем не менее, повторно зарегистрировались 16 из них, а шесть ушли с рынка. На сегодняшний день лицензии имеют 201 УК, 143 из которых работают в областном центре.
За работу без лицензии предусмотрена административная ответственность. Как отметила представитель ГЖИ, выявлено пять организаций, которые нарушили это правило. В некоторых случаях суды уже наложили на них штрафы.
К слову, жители без проблем могут узнать, какие компании являются добросовестными, а какие нарушают закон. Вся информация выложена на сайте ГЖИ и на сайте реформирования ЖКХ. Там же указан и реестр многоквартирных домов, которые находятся под управлением той или иной организации.
- Кроме того, всем известно, что директор УК обязательно должен иметь навыки работы. Это подтверждается наличием лицензионного аттестата. Все руководители проходили обязательное тестирование. Любой житель может это проверить, - отметила Юрия Зорина.
Жалобы как средство борьбы с недобросовестными УК не эффективны
По словам представителя инспекции, процедура лицензирования ввела некоторые изменения в законодательстве. В частности, это опять-таки касается открытости информации. В течение трёх дней после заключения договора с собственниками, управляющая компания обязана внести новый дом в реестр, а также известить об этом ГЖИ.
- Когда мы совершенно случайно узнаём, что был заключён договор на управление домом, то требуем, исправить нарушение. К сожалению, это требование пока плохо исполняется. Поэтому необходимо предусмотреть ответственность. Впрочем, последствия для УК могут быть негативные, - продолжила представитель ГЖИ. – Есть и ещё одно изменение. Жители, которые недовольны своей управляющей компанией, пытаются воспользоваться положением об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра. Таким образом, УК лишается права управлять домом. Такой нормой можно воспользоваться, если УК в течение года не выполнила два предписания ГЖИ по одному МКД. Жители обращаются к нам массово и просят вычеркнуть их дом из реестра или аннулировать деятельность УК. Это, конечно, не проблема. Но хочется сказать таким жителям, что они не понимают всех последствий.
Дело в том, что после того как договор с УК будет расторгнут, в течение 15 дней должно будет пройти собрание собственников жилья, на котором следует выбрать новую обслуживающую организацию или иной способ управления. В 90 процентах случаев, жильцы провести процедуру не в состоянии. Подавляющее большинство собственников на собрание просто не приходят. В таких случаях УК назначает мэрия по итогам конкурса.
- Во-первых, на это уходит много времени. Во-вторых, если УК устанавливает тариф по первой строке в 17-20 рублей, то орган местного самоуправления просчитает экономически обоснованный тариф. В результате получится около 40 рублей за квадратный метр. Пока не определится новая УК, жителям придётся платить эту сумму, - отметила Юлия Зорина. – В-третьих, собственники в этом процессе решения принимать не будут. Мэрия назначит им УК по своему усмотрению. Понравится ли новая организация собственникам или нет, уже не будет иметь значения.
Представитель ГЖИ посоветовала жителям, быть более сознательными. И вместо того, чтобы специально инициировать исключение дома из реестра, самостоятельно расторгнуть договор с неугодной компанией и выбрать новую, ту, которая понравится. Сейчас в интернете можно ознакомиться со всем перечнем, почитать отзывы, новости с упоминанием организаций, поговорить с жителями близлежащих домов, и в результате сделать обдуманный, грамотный выбор. Но, как показывает практика, собственникам удобнее жаловаться во всевозможные инстанции и ничего не предпринимать.
Собственники игнорируют общедомовые собрания, интересуясь только своей квартирой
Присутствующие на обсуждении руководители управляющих компаний отметили, что из-за пассивности жителей возникает много проблем. Кроме того, юридически неграмотные воронежцы иногда не понимают, где закачиваются полномочия УК. Часто от обслуживающей организации требуют, то, что она по факту делать не может, да и не должна, к примеру, ремонтировать проезды между домами. При этом вместо того, чтобы почитать законодательство, собственники предпочитают написать жалобу.
- С введением нового жилищного кодекса, собственники стали полноправными участниками в управлении и содержании своего имущества. При этом они остались безынициативными. Они не выбирают советы домов, а положительного результата УК может добиться только совместно с жильцами, - рассказала заместитель руководителя УК «Бульвар Победы» Жанна Лытнева. – Только 20 процентов домов под нашим управлением создали советы. Они нужны для того, чтобы понять, какие работы следует проводить первым делом, что сами жители хотят отремонтировать, какую сумму готовы для этого собрать и так далее.
По словам представителя УК, глобальная проблема возникла с проведением общедомовых собраний. Часто из-за этого не удается быстро исполнить требования законодательства. К примеру, жильцы должны были собраться, чтобы выбрать специальный счёт на капитальный ремонт.
- Законодатель, на мой взгляд, должен снизить планку критерия по проведению общего собрания. Заочная форма – это слишком длительный процесс, а иногда вопросы требуют незамедлительного решения, - продолжила заместитель директора УК.
Руководители управляющих компаний также пояснили, что зачастую жители не осознают, что должны делать текущий ремонт за свой счёт. По-прежнему осталось потребительское мировоззрение, о том, что государство обязано покрасить им стены в подъезде или же починить крышу. Установленный тариф по содержанию и ремонту мест общего пользования не эффективен. Денег на существенные работы не хватает.
Собравшиеся объяснили, что это происходит из-за слабой информированности населения. С жителями надо проводить разъяснительные работы и заставить их интересоваться не только собственной квартирой, а домом в целом. К слову, в Воронежской области есть общественные организации, которые разъясняют горожанам все эти моменты. Участники круглого стола сошлись во мнении, что работу в этом направлении следовало бы усилить.
Автор: Евгения Ольминская
Комментарии