Маленькое журналистское расследование про гуру журналистских расследований
Странная история случилась в середине мая вокруг, вроде бы, рядового события: в летней школе журналистских расследований при факультете журналистики ВГУ сорвалась лекция. Даже не сорвалась: в последний момент лектора из Сербии заменили, программную тему отработали, и курсанты школы получили свои сертификаты о пройденном курсе обучения.
Но через десять дней история получила продолжение, да какое: с международным резонансом! За несостоявшегося лектора – известного сербского журналиста Стевана Дойчиновича - вступилась Независимая ассоциация журналистов Сербии. Она не только потребовала объяснений от МИД Сербии и посольства РФ в Белграде, но и растиражировала сюжет по всему миру. По заявлению Ассоциации, журналист был задержан на пограничном контроле аэропорта «Шереметьево» и, несмотря на наличие всех документов, в пересечении границы ему было отказано.
- После помещения в режим изоляции на 24 часа он был возвращен в Сербию обычным рейсом. Без какого-либо обоснования ему было сказано, что в Россию он не сможет въезжать до 2020 года, — говорится в сообщении сербского «союзжура».
Больше всего воронежских читателей этого сообщения удивил тот факт, что от ворот поворот дали не немцу, не американцу, а представителю героически дружественной страны, нашего союзника в санкционных спорах и проч. При этом представитель Украины – известный разоблачитель команды Януковича Влад Лавров - до Воронежа добрался благополучно и свой мастер-класс провел.
- За пять лет работы нашей школы, которая носит имя Юрия Щекочихина, это первый инцидент подобного рода, - посетовал руководитель школы, доцент факультета журналистики ВГУ Андрей Золотухин. - Стеван должен был рассказать о своем опыте использования так называемых современных технологий журналистских расследований. Речь идет в первую очередь о работе с базами данных – например, с информацией о госзакупках или ЕГРЮЛ. В России подобные методики тоже используются, но настоящими мэтрами, уровня Дойчиновича, являются, пожалуй, лишь Роман Шлейнов из «Ведомостей» и Роман Анин из «Новой газеты» - они-то и выручили нас. Приехали, провели семинар. К слову, в Воронеже тоже есть, у кого поучиться. У нас читают лекции Борис Ваулин из «Коммуны», Андрей Цветков и Всеволод Инютин из «Коммерсанта», делятся опытом журналисты «Российской газеты»…
Так что, скорее всего, не права Галина Арапова (также попавшая под раздачу со своим «Центром защиты прав СМИ»), когда предположила, что серб мог научить наших журналистов каким-то разоблачительным супертехнологиям. Все это не секрет для воронежских акул пера. И оружия страшной разрушительной силы слушатели Школы получить из рук серба не могли.
А вот список организаций, в которых состоит несостоявшийся лектор, может сказать о многом. Помимо вышеупомянутой национальной Ассоциации независимых журналистов, Стеван числится сотрудником Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP). А проект OCCRP получает поддержку в виде грантов Фонда демократии ООН, Агентства США по международному развитию, Института «Открытое общество». То есть, всей «гвардии Госдепа».
Похоже, именно на засилье подобных фондов жаловался главный редактор сербской газеты «Правда» Сербии Игорь Маринкович на медиафоруме Общероссийского народного фронта (!) Он рассказал о том, что основные средства массовой информации Сербии оказались под контролем прозападных государственных структур, упорно насаждающих в Сербии образ России как образ врага. Всё это происходит на фоне растущих симпатий сербского населения к Российскому государству...
Вышеупомянутая сербская Ассоциация независимых журналистов, в сербской прессе почти говорит то же самое: «умирают свобода слова и критический подход», «журналистские расследования «практически исчезли» - но винит в этом правительственные структуры. Загляните в национальный сектор Интернета (многие сайты у сербов имеют русскоязычные версии) – он пестрит взаимными разоблачениями. Такая драка российским журналистам и не снилась!
Так что задержание Стевана – жест не злой, а скорее доброй воли по отношению к Сербии. По крайней мере, к нынешним властям и лояльной им прессе.
Есть еще одно совпадение. Инцидент почти совпал с принятием российского закона о нежелательных иностранных организациях. Может, тем самым брошен пробный камешек в огород международных либералов?
- Я не стал бы связывать случившееся с законом о нежелательных организациях, - предостерег политолог Владимир Инютин. - Закон в силу не вступил, официальных стоп-списков нет. Если только отдельно взятый таможенный чиновник не вздумал бежать впереди паровозного дыма... Но это вряд ли. Скорее всего, проблема касается лично Стевана. Неопределенность режима въезда из Сербии в Россию позволяет гостю без визы (а визы Стеван, по данным РИА «Новости», не получал – Ред.) отказать по разным поводам. И официальных разъяснений мы вряд ли дождемся: не того масштаба фигура.
Ну, масштаб – понятие относительное. Согласно справке того же «вражеского» OCCRP, Стеван Дойчинович за последние два года стал лауреатом самых престижных премий в области расследовательской журналистики в Сербии. В сферу его особого профессионального интереса входит проблема участия организованного криминалитета в приватизационных сделках, а также тесные связи между балканскими олигархами, оргпреступностью, игорным бизнесом и частными охранными агентствами (заметьте – всё это мало отличается от российских реалий). Помимо этого, журналист серьезно занимался исследованием международного канала транспортировки кокаина (так называемого балканского маршрута) и темой коррупции в клубном футболе. Его статьи печатают и цитируют повсюду на Балканах, и именно ему принадлежит главная роль в разоблачении неблаговидных деяний бывшего сербского правительства.
В общем, жаль, что мы так и не услышали начальника транспортного цеха. Думаю, было бы интересно.