Гайд-парк у памятника Никитину, пятница, 19 сентября. У площадки постепенно собираются люди, разворачивают плакаты. Они пришли выступить против войны на Украине, вернее, против участия в ней россиян. Участники рассказывали: в социальных сетях кинули клич: «Поддержим общероссийский Марш мира, который пройдёт в Москве в воскресенье, 21 сентября». Объявление в интернете разместил известный в Воронеже оппозиционер Александр Болдырев, завсегдатай протестных акций вроде Маршей миллионов.
– Я не знал раньше инициатора пикета Александра Болдырева, увидел объявление, пришёл, – признаётся один из участников. – У меня на Донбассе родственники, они побоялись бежать в Россию. Это означало бросить всё, что у них есть, на что всю жизнь работали. Сейчас они не выходят с нами на связь, телефоны не отвечают. Поэтому я против войны.
Пикетчикам потребовалась помощь полицейских
Собравшиеся пояснили, что они требуют, чтобы правительства России и Украины соблюдали мирное соглашение, подписанное главами держав. По мнению участников пикета, боевые действия на Украине продолжаются, и там гибнут наши ребята. В том, числе и воронежцы.
Вспомнили погибшего на Донбассе добровольца и двух десантников Псковской дивизии — тех, которых похоронили в Воронежской области.
К шести часам собралось чуть больше десяти человек. Решили, пора — надо доставать плакаты. На ватманах и цветных листовках – красноречивые надписи: «Россия — Украина — Дружба», «Я иду на Марш мира 21 сентября 2014», «Нет российским войскам на украинской земле!», «Война на Украине – преступление против братского народа».
Плакаты продержались недолго. Не успели активисты простоять и пяти минут, как перед ними появилась бритая голова, чуть ли не матом, высказывающая несогласие с лозунгами.
– Уважаемая полиция, здесь товарищ матерится, заберите его, пожалуйста, – прокричали пикетирующие.
С другой стороны площади подошёл полицейский, недовольно осматриваясь по сторонам.
– Я гражданин России, кто из вас видел, что там войска были наши. Кто там был? – заорала голова, оказавшаяся гражданином России. – Я никого не оскорблял, вот эти люди вышли с плакатом, я представляю казачье войско Донское. Сколько вам заплатили, что вы вышли сюда?
После пары выкриков в ход пошли руки. Мужчина подбежал к пикетирующим и резко выбил плакат. Обрывки ватмана упали на землю.
– Это порча имущества, – тут же заорали активисты. – Это бандитизм, где же полиция? Товарищ полицейский, вызовите наряд. Мы хотим написать заявление.
Действительно, без помощи полицейских здесь не обойтись. Число противников пикета становится все больше. Акция постепенно превращается в бардак.
В гуле голосов разобрать аргументы становится всё сложнее.
– Это моя страна, – кричит казачий представитель, бросая в пыль очередной плакат.
– А мы не хотим войны, мы за мир, – отзываются активисты. – Почему мы обязаны отчитываться перед вами, зачем вы вырываете плакаты? Идите, устраивайте свой пикет. Почему на Донбассе умирают пацаны, которых заслали туда российские власти?
– Они добровольно туда поехали.
Площадь превращается в поле боя. Одни орут «моя страна», другие — «не имеете права».
Приплели и США: якобы пикет оплачен Госдепартаментом. А задача честных славян, дескать – не допустить НАТО на Украину, поэтому Россия и обязана вмешаться, послать туда добровольцев.
– Вы выступаете против президента, за свержение власти! Вы предатели, вы неправы! Я прав, – заявил интеллигентного вида молодой человек, представившись студентом.
Полицейских становилось всё больше. Александр Болдырев не упускает шанс тут же написать заявление. Но и противоположная сторона грозится привлечь к ответственности пикетирующих. Им не понравился плакат: там про Путина нехорошее написано. Значит, экстремизм.
Под горячую руку попала и корреспондент «Времени Воронежа».
– Мы тебя сфотографировали, мы тебя найдём, – наивно пригрозил один из «славян», не догадываясь о тяжёлых последствиях для себя подобного заявления.
Детский лепет: Россия ненавидит Америку
Те, что пришли разогнать пикет, принесли свою атрибутику. Помахали флагом под цвет георгиевской ленты, установили стенд с «предателями Родины». В «чёрном списке» – музыканты Диана Арбенина, Андрей Макаревич и другие.
Пришли сюда и партийные представители. В руках активистов – зелёный плакат с логотипом «Яблока» – эти «против войны». На противоположной стороне – молодые представители ЛДПР. Они пришли сюда самовольно, руководителей не предупредив,– признались сами. Впрочем, они ни у кого ничего не вырывали, лишь вели беседы. По сравнению с казаками, можно сказать, что интеллигентно.
Из толпы доносится голос ребёнка. Мальчишка лет двенадцати смотрит ненавидящим взглядом на пикетирующих.
– Мы с американцами друг друга ненавидим! Сколько мы с ними в холодной войне… - изрекает он.
Мальчишка, как стишок у школьной доски, заученно, несмело рассказывает о «предателях родины», о том, как страшен для нас американский народ.
– Неужели ты товарами американскими не пользуешься? – интересуется один из участников акции.
Старший товарищ, уже знакомый нам студент, хлопает школьника по плечу. Интересно, знает ли он, что вовлекать детей в политические процессы запрещено законом той страны, власть которой, он так активно защищает?
Так или иначе, время, отведённое на пикет, подошло к концу. «Противники войны» уходить поодиночке побоялись. Предводитель Болдырев собрал всех вместе, чтобы под охраной полицейских дружно сесть в маршрутку. Те, что пришли разгонять акцию, остались стоять у памятника. Правильно, негоже уподобляться «Правому сектору» и разгонять силой несогласных с тобой. Никто не пострадал, порвали только плакаты. Бумагу, что бы на ней ни написали, не жалко.
Теперь поработать придётся полицейским: им предстоит разобраться со заявлениями от обеих сторон. Интернет-газета «Время Воронежа» будет следить за развитием событий.
Комментарии