Интересы представителей «традиционных» религий, возможно, будет защищать специальный омбудсмен. Такую должность предлагает ввести депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. Он подготовил проект федерального закона, который в ближайшее время вынесут на рассмотрение Госдумы. Об этом в четверг, 22 мая, сообщили федеральные СМИ.
Законопроект предполагает, что уполномоченный будет отстаивать права верующих, а также разрешать конфликтные ситуации.
Как сообщает газета «Известия», представители разных конфессий неоднозначно отнеслись к инициативе: православные предлагают изучить международный опыт и провести широкое обсуждение вопроса, иудаисты считают достаточным наличие омбудсмена по правам человека, а мусульмане уверены, что уполномоченный сможет решить целый ряд проблем.
- В настоящее время мы имеем обширный набор разнообразных омбудсменов и правозащитников. Однако по какой-то причине мы до сих пор не задумывались над созданием института по защите самых массовых социальных групп населения страны – верующих граждан различных конфессий, - цитируют Виталия Милонова «Известия».
В пояснительной записке к проекту говорится, что «за несколько последних лет традиционные конфессии и верующие регулярно становились объектами атак и нападок со стороны провокаторов и злоумышленников различного толка и масштаба, желающие посеять в стране рознь и ненависть к тем или иным религиозным конфессиям. Церковь, пожалуй, остается одним из самых беззащитных институтов общества. В стране не существует механизма, который мог бы заниматься отстаиванием прав, как общин, так и рядовых верующих. Сейчас мы заняты борьбой с конечными проявлениями неуважения и пренебрежения к религии, предпочитая не обращать внимания на суть проблемы».
По мнению Милонова, омбудсмена должны выбрать представители традиционных конфессий.
- Не думаю, что это должен быть именно священнослужитель. Главное, чтобы у него присутствовали бесспорные моральные качества «здорового консерватора», - отметил Милонов.
Здесь стоит напомнить, что в ноябре прошлого года член Совета Федерации от Архангельской области Константин Добрынин обратился в Следственный комитет с просьбой проверить психическое здоровье депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова. Кроме того, в интернете был организован сбор подписей под аналогичной по содержанию онлайн-петицией, недавно размещенной на сайте change.org, и направленной на имена губернатора Северной столицы Георгия Полтавченко и спикера городского парламента Вячеслава Макарова.
Интернет-газета «Время Воронежа» выяснила, как к инициативе скандального депутата относятся воронежские эксперты.
По словам члена Гильдии религиозной журналистики, доцента Воронежского госуниверситета Романа Жолудя, настороженность, прежде всего, вызывает формулировка «традиционные религии». С точки зрения закона, такого понятия нет.
- Этот термин достаточно условный. Какие религии мы относим к традиционным, а какие нет? Вероисповедания могут быть традиционными для одного региона, а другого нет. Понятно, когда речь идёт о христианстве или исламе. К чему будут относиться, к примеру, лютеранская церковь или баптизм? С точки зрения Милонова, это традиционные религии или нет? - отметил Роман Жолудь. – Таким образом, может возникнуть ущемление прав отдельных религиозных групп. Начнутся споры, какая религия «традиционная», а какая нет. Долже ли омбудсмен представлять интересы протестантских церквей? Сам омбудсмен, будет выстраивать взаимоотношения с государственными органами. Боюсь, что эта должность может стать неким лоббистским инструментом для тех религий, которые и так имеют влияние на социальные институты. Тем религиозным группам, чьи права не замечают, эта должность ничего не принесёт.
По словам спикера, на сегодняшний момент в наличии омбудсмена необходимости нет. По его словам, религии, которые в обиходе принято называть «традиционными», и так имеют достаточно мощную поддержку и возможность влияния, как на общество, так и на государственные структуры.
- В чём необходимость появления такого омбудсмена? Чтобы какие-нибудь экстремистски настроенные люди ещё больше давили на современное искусства? У них и так хватает сил, сторонников и методов, - продолжил Роман Жолудь. – Я не слышал о случаях, когда религиозным организациям не хватило сил быть услышанными. Это касается и православия и ислама. Боюсь, что нововведение станет более мощным инструментом для лоббирования своих интересов, а не для защиты.
Доктор исторических наук, богослов Александр Булгаков, также отметил, что пострадают малые религиозные объединения.
- Зная, в каком направлении постоянно работал Милонов, нетрудно догадаться, на чью мельницу он хочет лить воду, - подчеркнул спикер. – Естественно православия, ислама, иудаизма, буддизма (тех религий, которые были обозначены в преамбуле о свободе совести) это касаться не будет. Трепать нервы будут всем остальным. Конечно, многое будет зависеть от того, насколько активны будут эти остальные. Кстати, учёные неоднократно писали, что такого предмета в науке, как «сектоведение», нет – это антинаучное явление.
Комментарии