Информирован – значит вооружен: ТФОМС повысит у воронежцев уровень медицинской грамотности

Информирован – значит вооружен: ТФОМС повысит у воронежцев уровень медицинской грамотности

 

 

В Воронежской области продолжается формирование нового типа пациента – информированного потребителя медицинских услуг, знающего свои права на медицинскую помощь и обладающего навыками их практической реализации.

Специалисты Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Воронежской области отмечают, что в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина с 2016 года в сфере ОМС приступили к формированию системы информирования граждан об их праве на получение бесплатной и качественной медицинской помощи. В данном случае информирован, значит вооружен, уверены в ТФОМС.

Так, каждый застрахованный должен иметь возможность узнать, какую медицинскую помощь он получил, и сколько государство затратило на его лечение.

В этом поможет электронный сервис «Сведения о перечне и стоимости медицинских услуг», который был создан на базе сайта ТФОМС Воронежской области в 2017 году. С 2019 года в рамках приоритетного федерального проекта по совершенствованию процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий этот сервис действует и на портале государственных услуг.

28 сентября 2014 года вышел в свет приказ Федерального фонда ОМС № 108 «О внедрении системы информирования застрахованных лиц о стоимости медицинской помощи». С сентября 2014 года в семи регионах России медицинские учреждения стали выдавать пациентам справки о том, какую медицинскую помощь им оказали и каковы размеры ее стоимости. Позже этот приказ утратил силу в связи с переходом на электронную форму справки. Сейчас существование такого сервиса предусмотрено приказом Минздрава РФ «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования» от 28.02.2019 № 108 н.

Мы уже писали о данном сервисе на этапе его внедрения, но каковы результаты на сегодняшний день?

Естественно, с главной функцией – информирование застрахованных лиц об оказанной медицинской помощи и ее стоимости, сервис справился отлично. А эта информация, безусловно, важна для реализации прав на бесплатную медицинскую помощь. Человек должен знать, что его права не декларативны, а обеспечены «полным рублем». Но, помимо этого, сервис внезапно оказался полезен еще и в качестве дополнительного помощника-контролера качества медпомощи. Застрахованные смогли проконтролировать оказанную им помощь и, в случае нарушений, обратиться с жалобами.

Конечно, количество жалоб зависит от активности пользователей сервиса - от количества запрошенных ими справок и направленных в фонд обращений о некорректной информации, отраженной в этих документах. Статистика говорит, что процент таких нарушений невелик.  Например, в 2019 через онлайн-сервис «Сведения об оказанных медицинских услугах застрахованному лицу и их стоимость» на сайте ТФОМС ВО поступило 9060 запросов, через портал «Госуслуги» – еще 3146 запросов. А количество жалоб граждан на несоответствие информации об оказанной им медицинской помощи, обнаруженное благодаря электронному сервису, составило 106. То есть, менее одного процента. Но ведь и главной целью этого сервиса было, в первую очередь, информирование застрахованных. Тем не менее, по каждому обращению были проведены экспертные мероприятия по вопросам соблюдения объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи. Безусловно, каждое выявленное нарушение – это повод для финансовых санкций к конкретному медучреждению.

Ведь что представляет собой та информация, которую дает сервис? Это, по сути, сведения из наших медицинских карт, отраженные медицинскими организациями в счетах на оплату. Все электронные счета за медицинскую помощь, которые поступают от медицинских организаций в страховые медицинские организации, используются для ведения персонифицированного учета медицинской помощи в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года № 326. Когда пользователь делает запрос о предоставлении справки об оказанных услугах, программа обращается к базе персонифицированного учета, содержащей сведения из первичной медицинской документации, и формирует справку.

«Представьте, фонд собирает все данные по выставленным медицинскими организациями счетам в одну базу. По запросу потребителя робот обращается к этой базе и выгружает оттуда те сведения, которые образуются в медицинских организациях. Никто, помимо лечащего врача, информацией о визите, проведенных обследования и прочем не владеет», – сообщили в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Воронежской области.

В ТФОМС позаботились о сохранении конфиденциальности пропускаемых через сервис сведений. Поэтому сторонние пользователи не могут получить информацию о пациентах, а также об оказанной им помощи. Во-первых, данные пациентов надежно защищены и доступны только им. Во-вторых, получить доступ к такому сервису может только авторизованный пользователь с аутентифицированным аккаунтом на госуслугах.

«Никто кроме потребителя не может получить справку об оказанных ему услугах, так как в ней содержатся не только персонифицированные данные застрахованных лиц, но и сведения, относящиеся к врачебной тайне. И помните, получить справку можно на сайте ТФОМС Воронежской области или «Госуслуги», а также МФЦ или в своей страховой компании. Медицинские организации освобождены от этой нагрузки», – прокомментировали в ТФОМС Воронежской области.

Немаловажно то, что отследить «приписку» услуг может только сам пользователь. Если пациент зашел в личный кабинет на сайте ТФОМС, получил справку и обнаружил некоторые неточности, например, услуги, которые ему не были оказаны, он имеет право обратиться в свою страховую медицинскую организацию или ТФОМС.

В первую очередь, это важно для самого пациента. Медицинская документация – это основа процесса лечения. Ошибки в ней – это ошибки в оценке состояния пациента, в назначении лекарственной терапии, оперативных медицинских вмешательств. Относиться к ней халатно недопустимо. Внимание контролирующих служб к оформлению меддокументации – это не бюрократический произвол, а защита прав пациентов на качественную медицинскую помощь.  Простой пример. Вы обнаружили в справке об оказанных медицинских услугах, что вам удалили аппендицит. Значит, эта запись есть в вашей медкарте, но такую медицинскую помощь вы не получали. А врач в дальнейшем, опираясь на эту информацию, может поставить некорректный диагноз.

«Сам факт выявления таких случаев для нас в первую очередь является сигналом, что новый сервис работает и помогает воронежцам управлять своим здоровьем. Он стал новым каналом связи между застрахованным лицом и его защитником в лице страховой компании, дополнив уже существующие источники информации», – уверены в фонде ОМС. «Электронные сервисы являются частью системы информирования застрахованных лиц и позволяют пользователю получать информацию, необходимую для реализации своих прав в сфере ОМС, минуя бюрократические барьеры. Задача сервиса, в том числе, уведомить застрахованное лицо о размерах финансовых затрат, зачастую, весьма значительных, которые несет государство при оказании ему медицинской помощи.  Кроме того, этим сервисом государство приглашает граждан в дополнительные «контролеры». Ведь кто лучше, чем сам пациент, знает, оказывались ему те или иные медицинские услуги или нет?», – подчеркнули в ТФОМС.

Нужно понимать, что контроль качества оказанных медицинских услуг позволит улучшить работу всей системы здравоохранения. Ведь некачественно оформленная медицинская документация – это, по сути, некачественно предоставленная услуга, а, значит, она не должна быть оплачена.

Добавим, что этот сервис не единственный на сайте ТФОМС Воронежской области. Помимо прочего, пользователь, у которого есть персонифицированный аккаунт на сайте «Госсуслуг», может не только ознакомиться с данными о медицинской помощи и ее стоимостью, но и узнать о медицинской организации, к которой прикреплен, с указанием фамилии, имени и отчества участкового врача, направить заявление о выборе страховой медицинской организации. Те пользователи, у которых нет персонифицированного аккаунта на сайте «Госуслуг», могут ознакомиться с принадлежностью к страховой медицинской организации, актуальности полиса ОМС или проверить готовность нового полиса.

Направления дальнейшего развития портала ТФОМС – это создание новых актуальных информационных единиц в структуре сайта, организация надежных и безопасных информационных коммуникаций между субъектами и участниками системы обязательного медицинского страхования регионального уровня.

Автор: Ирина Иванова

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram
Теги: 

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.