В Воронежской области продолжается формирование нового типа пациента – информированного потребителя медицинских услуг, знающего свои права на медицинскую помощь и обладающего навыками их практической реализации.
Специалисты Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Воронежской области отмечают, что в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина с 2016 года в сфере ОМС приступили к формированию системы информирования граждан об их праве на получение бесплатной и качественной медицинской помощи. В данном случае информирован, значит вооружен, уверены в ТФОМС.
Так, каждый застрахованный должен иметь возможность узнать, какую медицинскую помощь он получил, и сколько государство затратило на его лечение.
В этом поможет электронный сервис «Сведения о перечне и стоимости медицинских услуг», который был создан на базе сайта ТФОМС Воронежской области в 2017 году. С 2019 года в рамках приоритетного федерального проекта по совершенствованию процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий этот сервис действует и на портале государственных услуг.
28 сентября 2014 года вышел в свет приказ Федерального фонда ОМС № 108 «О внедрении системы информирования застрахованных лиц о стоимости медицинской помощи». С сентября 2014 года в семи регионах России медицинские учреждения стали выдавать пациентам справки о том, какую медицинскую помощь им оказали и каковы размеры ее стоимости. Позже этот приказ утратил силу в связи с переходом на электронную форму справки. Сейчас существование такого сервиса предусмотрено приказом Минздрава РФ «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования» от 28.02.2019 № 108 н.
Мы уже писали о данном сервисе на этапе его внедрения, но каковы результаты на сегодняшний день?
Естественно, с главной функцией – информирование застрахованных лиц об оказанной медицинской помощи и ее стоимости, сервис справился отлично. А эта информация, безусловно, важна для реализации прав на бесплатную медицинскую помощь. Человек должен знать, что его права не декларативны, а обеспечены «полным рублем». Но, помимо этого, сервис внезапно оказался полезен еще и в качестве дополнительного помощника-контролера качества медпомощи. Застрахованные смогли проконтролировать оказанную им помощь и, в случае нарушений, обратиться с жалобами.
Конечно, количество жалоб зависит от активности пользователей сервиса - от количества запрошенных ими справок и направленных в фонд обращений о некорректной информации, отраженной в этих документах. Статистика говорит, что процент таких нарушений невелик. Например, в 2019 через онлайн-сервис «Сведения об оказанных медицинских услугах застрахованному лицу и их стоимость» на сайте ТФОМС ВО поступило 9060 запросов, через портал «Госуслуги» – еще 3146 запросов. А количество жалоб граждан на несоответствие информации об оказанной им медицинской помощи, обнаруженное благодаря электронному сервису, составило 106. То есть, менее одного процента. Но ведь и главной целью этого сервиса было, в первую очередь, информирование застрахованных. Тем не менее, по каждому обращению были проведены экспертные мероприятия по вопросам соблюдения объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи. Безусловно, каждое выявленное нарушение – это повод для финансовых санкций к конкретному медучреждению.
Ведь что представляет собой та информация, которую дает сервис? Это, по сути, сведения из наших медицинских карт, отраженные медицинскими организациями в счетах на оплату. Все электронные счета за медицинскую помощь, которые поступают от медицинских организаций в страховые медицинские организации, используются для ведения персонифицированного учета медицинской помощи в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года № 326. Когда пользователь делает запрос о предоставлении справки об оказанных услугах, программа обращается к базе персонифицированного учета, содержащей сведения из первичной медицинской документации, и формирует справку.
«Представьте, фонд собирает все данные по выставленным медицинскими организациями счетам в одну базу. По запросу потребителя робот обращается к этой базе и выгружает оттуда те сведения, которые образуются в медицинских организациях. Никто, помимо лечащего врача, информацией о визите, проведенных обследования и прочем не владеет», – сообщили в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Воронежской области.
В ТФОМС позаботились о сохранении конфиденциальности пропускаемых через сервис сведений. Поэтому сторонние пользователи не могут получить информацию о пациентах, а также об оказанной им помощи. Во-первых, данные пациентов надежно защищены и доступны только им. Во-вторых, получить доступ к такому сервису может только авторизованный пользователь с аутентифицированным аккаунтом на госуслугах.
«Никто кроме потребителя не может получить справку об оказанных ему услугах, так как в ней содержатся не только персонифицированные данные застрахованных лиц, но и сведения, относящиеся к врачебной тайне. И помните, получить справку можно на сайте ТФОМС Воронежской области или «Госуслуги», а также МФЦ или в своей страховой компании. Медицинские организации освобождены от этой нагрузки», – прокомментировали в ТФОМС Воронежской области.
Немаловажно то, что отследить «приписку» услуг может только сам пользователь. Если пациент зашел в личный кабинет на сайте ТФОМС, получил справку и обнаружил некоторые неточности, например, услуги, которые ему не были оказаны, он имеет право обратиться в свою страховую медицинскую организацию или ТФОМС.
В первую очередь, это важно для самого пациента. Медицинская документация – это основа процесса лечения. Ошибки в ней – это ошибки в оценке состояния пациента, в назначении лекарственной терапии, оперативных медицинских вмешательств. Относиться к ней халатно недопустимо. Внимание контролирующих служб к оформлению меддокументации – это не бюрократический произвол, а защита прав пациентов на качественную медицинскую помощь. Простой пример. Вы обнаружили в справке об оказанных медицинских услугах, что вам удалили аппендицит. Значит, эта запись есть в вашей медкарте, но такую медицинскую помощь вы не получали. А врач в дальнейшем, опираясь на эту информацию, может поставить некорректный диагноз.
«Сам факт выявления таких случаев для нас в первую очередь является сигналом, что новый сервис работает и помогает воронежцам управлять своим здоровьем. Он стал новым каналом связи между застрахованным лицом и его защитником в лице страховой компании, дополнив уже существующие источники информации», – уверены в фонде ОМС. «Электронные сервисы являются частью системы информирования застрахованных лиц и позволяют пользователю получать информацию, необходимую для реализации своих прав в сфере ОМС, минуя бюрократические барьеры. Задача сервиса, в том числе, уведомить застрахованное лицо о размерах финансовых затрат, зачастую, весьма значительных, которые несет государство при оказании ему медицинской помощи. Кроме того, этим сервисом государство приглашает граждан в дополнительные «контролеры». Ведь кто лучше, чем сам пациент, знает, оказывались ему те или иные медицинские услуги или нет?», – подчеркнули в ТФОМС.
Нужно понимать, что контроль качества оказанных медицинских услуг позволит улучшить работу всей системы здравоохранения. Ведь некачественно оформленная медицинская документация – это, по сути, некачественно предоставленная услуга, а, значит, она не должна быть оплачена.
Добавим, что этот сервис не единственный на сайте ТФОМС Воронежской области. Помимо прочего, пользователь, у которого есть персонифицированный аккаунт на сайте «Госсуслуг», может не только ознакомиться с данными о медицинской помощи и ее стоимостью, но и узнать о медицинской организации, к которой прикреплен, с указанием фамилии, имени и отчества участкового врача, направить заявление о выборе страховой медицинской организации. Те пользователи, у которых нет персонифицированного аккаунта на сайте «Госуслуг», могут ознакомиться с принадлежностью к страховой медицинской организации, актуальности полиса ОМС или проверить готовность нового полиса.
Направления дальнейшего развития портала ТФОМС – это создание новых актуальных информационных единиц в структуре сайта, организация надежных и безопасных информационных коммуникаций между субъектами и участниками системы обязательного медицинского страхования регионального уровня.
Автор: Ирина Иванова
Комментарии