«СМИ обрекают себя на работу с «осетриной не первой свежести»
Уже не раз говорили о том, что печатная журналистика постепенно умирает, так сказать уходит в прошлое. По мнению экспертов, её вытесняют альтернативные источники информации, в особенности интернет. Правда, есть и аналитики, которые уверены, что виной этому не современные технологии, а падение качества журналистских материалов в целом. Это касается не только печатных изданий, но и интернет-газет, а также радио и телевидения. Как рассказал кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Валерий Иваницкий, проводивший мастер-класс на факультете журналистики ВГУ, в СМИ перестали добывать оригинальные факты, используя вместо них озвученную ранее информацию.
- Сегодня практически перестали производиться факты первой свежести. Новости ищутся в интернете. Это значит, СМИ обрекают себя на работу с «осетриной второй свежести», - возмутился Валерий Людвигович. - Факты должны добываться только из конкретной жизни, из непосредственного общения с людьми, из анализа различных источников, но не из интернета. Сейчас просто меняют местами слова, переставляют строчки и это всё выдают за оригинальный текст. Отсюда общая усталость аудитории, когда уже с утра, посмотрев телевизор или послушав радио, люди понимают, что где-то это уже слышали. Мы попали в плен некой вторичной информации.
Как отметил Валерий Людвигович, постепенно работа с неоригинальными фактами ведёт к потере интереса аудитории, что в свою очередь ведёт к потере работодателя, а в конечном итоге к потере финансово-экономической базы и качества профессии.
- То есть собственники, гендиректоры, редакторы СМИ в этот момент перестают соблюдать стандарты профессии и начинают принимать деньги за всё: за чёрный пиар, за недобросовестную информацию. Оправдываются словами - нам надо за что-то жить, - продолжил кандидат наук. - Аудитория это чувствует, но оставляет за собой право не читать, не смотреть, не слушать. Возникает коммуникационный кризис между аудиторией и СМИ. Журналистика, которая не имеет своего мнения, своих взглядов на жизнь, умирает. Эта профессия была социальным поводырем, местом, куда гражданин мог обратиться со своими горестями и получать обратную связь с государством. Сегодня связь СМИ с читателями пропала.
Качество журналистики возвращают аналитические центры
По мнению Валерия Иваницкого, есть только один выход из ситуации – восстанавливать связь с реальной жизнью, учиться добывать факты первой свежести, осмысливать их в самых разных форматах, а главное иметь собственное мнение. Редакции должны стать местом, где рождаются новости.
- Недорогой и очень эффективной технологией является создание аналитического центра. Он должен генерировать не только факты, но и концепты, тренды, прогнозы, создавать идеологию, - рассказал кандидат наук. – В аналитическом центре должен быть отличный руководитель. Это сложный вопрос, потому что ни в одном вузе специально не обучают этой профессии. Те аналитики, которые сегодня есть на рынке, вышли из различных профессий. Среди руководителей больше всего физиков-ядерщиков, среди рядовых экспертов – социологов.
Валерий Людвигович возмутился, что во многих СМИ работают люди, которые учат других жить, но при этом обладают минимальными представлениями о предмете, о котором они взялись судить.
- Я делал опрос среди главных редакторов ведущих СМИ. Вопросы были простые: какие основные валюты вы знаете, что представляет процесс принятия бюджета в России и так далее. Не все смогли на них ответить, - продолжил аналитик. - Но во всех этих изданиях работали аналитические центры. Их материалы были качественны, полезны и продуктивны. Я наблюдал работу СМИ до внедрения аналитического центра и после. Так появлялись качественные опросы.
В конечном итоге, по словам Валерия Людвиговича, материалы аналитиков выигрывали по сравнению с журналистскими. После этого аудитория начинала сегментироваться, а вместе с этим появилось доверие рекламодателей. Через два года в СМИ 80 процентов рекламы появлялось благодаря работе аналитических центров. Это результат технологической работы.
Комментарии