С тех пор, как воронежская яма на улице Ипподромной заняла седьмое место в рейтинге самых ужасных дорожных ям России (см. http://vrntimes.ru/articles/kolumnistika/v-voronezhe-nashli-dorogu-vedushchuyu-pryamikom-v-ray) многое изменилось.
Ипподромную улицу подлатали, и Воронеж оказался незаслуженно забытым в передаче «Салтыков-Щедрин-шоу" на канале НТВ. Саратов раза три уже показали. Неужели только одна воронежская яма достойна представлять наш огромный город?
Ямы в ассортименте
Нет, конечно. У нас есть такие примечательные дороги, что могут представлять город на двухтысячной купюре - не то что в телерейтинге!
Вчера я подготовил и отослал на адрес популярной программы целую подборку снимков с улицы Ильюшина и параллельной ей Менделеева. Пусть эксперты выбирают, что им больше по вкусу: яма вытянутая, яма округлая, яма с лужей, без лужи, с баклажкой посередине, с цветком на краю и т.п.
Всякие ямы и лужи повидал я, когда поехал через Ильюшина на своем «Матизе» на улицу Чебышева - поменять газовый баллон для дачи. Это мне потом местные люди пояснили, что напрасно я поехал на Чебышева на «Матизе». Что надо было ехать не на "Матизе", а лучше не ехать вообще.
Но было поздно. Выхлопная труба была уже пробита: машина трещала и свистела, и водители «Камазов» неодобрительно смотрели на меня сверху вниз.
Я поначалу и не понял, почему они крестились, въезжая под виадук с «кольца».
Исторический урез
Местные объяснили: эта дорога непростая. Она имеет четвертое измерение - временное. Кроме длины, ширины и глубины, у нее есть исторический срез.
Дорогу построили в долине великой реки Песчанки, которая никак не хотела подчиняться циркулярам городских властей. И в каждый разлив упорно подмывала дорогу.
– Дорогу здесь латают по два-три раза в год, но результат держится недолго, – рассказал знакомый инспектор ГИБДД. – Тут нужен поход по большой науке: с геодезистами, гидрологами. А нас что: ремонтируют по два раза в год - и все рассыпается. Хуже всего: дорожники привыкли относиться к этой улице как к черной дыре. Асфальтную смесь, бывает, кладут прямо в лужи. Весной вижу: грейдерист чистит дорогу. Я его спрашиваю: а что ж ты не чистишь обочины по краям, где самая грязь? Да ты что говорит, я же там утону!
И это не пустые страхи. Местные вспоминают случай, когда «КамАЗ» с бетономешалкой перевернулся, угодив колесом в яму на дороге. Прокуратура Воронежа тогда проводила проверку, даже подавала иск в суд в интересах жителей против администрации города.
Но исками не залатали и квадратного дециметра местных ям.
Дороги в долине великой реки стали вроде ремонтировать чаще. Но толку по-прежнему от этого немного. Ямочным ремонтом не изменишь законы природы.
Шумел камыш
В перерывах между дождями дорога выглядит сносной. Но эти ямы по краям трассы, эти надгрызы с боков дороги, похожие на следы гигантских зубов, растут - и съедают в реднем по 0,5 сантиметра в день. Когда они дойдут до центральной части дороги, и "Камаз" с "Матизом" начнут с трудом разъезжаться, начнется новый ремонт.
Местные с уверенностью прогнозируют это, потому что на их глазах вершится не первый цикл.
За деньги, которые власти извели на ежегодный ремонт, можно было бы одеть Песчанку в гранит и мрамор, можно было перебросить ее своенравные воды на засушливый юг – куда-нибудь в Россошь.
От последнего разлива речки вдоль дороги остались лужи. Нет, это не лужи – это старицы. Их можно рассмотреть на карте Гугла. В апреле здесь, говорят, видели браконьеров с бреднем.
По их берегам растет шумит камыш, растет аир, росянка, мох сфагнум, широколистая мать-и-перемать. Выходя из машины можно наступить на ужа или жупела-норушку. Насекомых настолько много, что алкаши не рискуют лезть в придорожные джунгли. Судя по пузырькам от «боярышника», пьют прямо на обочине.
Картина демонстрирует полное бессилие человека перед природой.
Капитальная реконструкция дороги откладывается из года в год. Каждый сезон власти лелеют надежду: может, на этот раз все изменится? Материки - и то меняются!
Материки меняются, а крошечная речка остается неизменной. И каждый раз наказывает людей за несерьезное отношение к себе.
Менделееву и не снилось
Недавно глава дорожного департамента Александр Дементьев объяснил журналистам, что в этом сезоне дороги Воронежской области пришли в жуткое состояние из-за погоды.
Дорожники у нас, кажется, поменялись местами с сельхозниками. Раньше жалобы на погоду, причем неважно какую, сыпались из аграрного департамента. Сейчас аграрии молчат про погоду.
Погода теперь стала мешать дорожным стратегам. А я так скажу. Плохому стратегу всегда погодные условия мешают.
Улица Ильюшина - и кстати, аналогичная ей улица Менделеева - выходит на федеральные трассы, по ней постоянно идет поток транзитного транспорта. Это, по сути, фасадная дорога. По этому участку дороги люди судят о нашем городе.
Но это не фасад. Это полкилометра воронежского позора.
Комментарии