Одна за другой стихли волны вступительных экзаменов в вузы. Проблемы системы образования, которую особенно рьяно критикуют в последние 15 лет, кажется, стали менее заметны на короткое время – до 1 сентября, пока в вузовских коридорах воцарилась тишина. О том, как готовит Воронеж педагогов и что происходит внутри образовательного цеха под названием Воронежский педуниверситет (ВГПУ), приоткрыла карты проректор по учебной работе вуза Наталья Соколова.
Итоги приема абитуриентов
– Много бюджетных мест в вузе в этом году? Какой был конкурс?
– Более 1 тыс. бюджетных мест в ВГПУ в этом году. Закончились уже две волны поступления. 425 бюджетников зачислили на очную форму обучения на бакалавриат. Магистратура чуть позже. Это хороший результат. Мы закрыли все контрольные цифры приема – с ними проблем нет лет шесть уже точно, и недобора за шесть лет не было. При этом у нас есть хороший показатель – это качество приема в вузах. В прошлом году Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором проводило так называемый рейтинг вузов по качеству бюджетного приема. В прошлом году у нас средний балл бюджетников был 69,9. Нам не хватило 0,1 балла, чтобы попасть в верхнюю зеленую группу, которая была самой престижной. В этом году мы туда попадаем.
– Что за зеленая группа?
– Согласно этому мониторингу, вузы разделили на три группы. Зеленая группа – где балл выше 70, т.е. там, где, условно говоря, более 50% отличники. Вторая группа – средняя, где хорошисты, и красная, где, в основном, пришли троечники. Вот нам в прошлом году 0,1 не хватило, было так обидно. В этом году мы уже посчитали по первой-второй волне по бюджету по очке по бакалавриату, у нас 71,6, хороший балл, конкурс достаточно высокий был, мы довольны.
– Сколько процентов бюджетников из общего количества мест?
– Около 60%. У нас всего около 7 тыс. студентов, около 4 тыс. – на бюджете. По приему могу сказать, что КПЦ (контрольные цифры приема) выросли. Если в 2018 году КЦП для бакалавриата – 701, то в 2020-м – 796. Плюс, нам аспирантуру дали на 2020 год. Мы уже знаем, что на следующий год у нас гарантированные бюджетные места есть.
– ВГПУ престижен и для обучения иностранных студентов?
– Да. В ВГПУ обучается около 600 иностранных студентов, это 7% от общего числа обучающихся. Контингент иностранцев представлен такими странами, как Китай, Пакистан, Йемен, Алжир, Ирак, Сирия, Вьетнам, Туркменистан и др. В этом году к нам поступили 150 иностранных студентов.
– Как известно, педагоги сейчас не самая популярная профессия. Есть какие-то фишки, за счет которых к вам люди идут? Как вы привлекаете студентов?
– Я с вами не соглашусь. Преподавать сейчас престижно. В феврале этого года в ходе послания Федеральному собранию Президент России Владимир Путин предложил с 2020 года запустить программу «Земский учитель». При переезде в села и малые города страны учителя будут получать единовременную выплату в размере 1 млн рублей. Согласно исследованию, проведенному Всероссийским научно-исследовательским институтом труда, профессия педагога входит в тройку самых востребованных в 2019 году.
Мы проводим большую профориентационную работу. Работает и управление формирования контингента, работают факультеты. У нас интересно, поэтому и хороший преподавательский состав. Для всех первокурсников, кто не был в Москве, мы организуем осенью на своем автобусе экскурсии в Москву, где студенты посещают Красную площадь, музеи Кремля, Третьяковскую галерею, Зарядье и т.д. Это мы на дне открытых дверей объявляем. Студенты также выезжают в Санкт-Петербург, а накануне 75-летия Победы посетили места боев в Центральной и Восточной Европе.
– Много студентов из воронежских сел?
– Да, почти половина из районов Воронежской области.
О лицензировании
– Пару лет назад прогрессировала тенденция по отзыву лицензии у вузов, в частности, коммерческих. Как вы считаете, действительно, перебор у нас в стране с институтами образования?
– Мне сложно судить, есть ли перебор вузов. Если действительно приезжает проверка и вуз не соответствует требованиям стандарта, то приостановка действия свидетельства (или лишение аккредитации) – это правильно. Мы в этом году в апреле прошли государственную аккредитацию. Неделю у нас работала комиссия, все программы прошли, включая и не педагогические, хотя мы переживали, что условно, да, публикации есть, что профильность пытаются сохранить, а непрофильные закрыть. Вуз аккредитован до 2025 года.
О коррупции
– Система ЕГЭ помогает или мешает?
– Одной из целей ЕГЭ, наверное, было избавиться от коррупционного элемента в школах и вузах. Но вместе с этим ушел субъективный момент, когда оценивает комиссия, когда оценивает экзаменатор в школе, какие-то отношения уже сложились, какое-то впечатление о школьнике. Есть же ситуации, когда в школе учатся на тройки, а в вузе отличником становится. Ушел субъективизм. Есть бланк, есть машина, которая этот бланк считает, правильно его оценит, и все. Есть комиссии, которые рассматривают, но уже результаты, которые оценены объективно, и опять же без привязки к личности школьника.
– Мне сложно представить ситуацию, когда родители дают взятку, чтобы их ребенок успешно стал учителем русского языка и литературы. Или такое тоже случается?
– Нужны факты, но мне об этом неизвестно. В вузе хорошо налажена антикоррупционная работа. Кстати, ВГПУ в этом году занял четвертое место в антикоррупционном рейтинге вузов России «Лучший вуз России», который составлен федеральным порталом «Мое образование». Воронежский педуниверситет уступил по этому показателю только двум московским и одному челябинскому вузам.
– Если абстрагироваться от факта, что руководитель департамента образования Воронежской области и его зам – ваши выпускники, как вы в целом оцениваете политику региона в области образования?
– Я считаю, что Олег Николаевич [Мосолов] очень много для образования региона делает. К примеру, в том числе и его заслуга, что мы вошли в национальный проект «Образование», на базе ВГПУ будет создана структура, новое структурное подразделение, называться оно будет Центр повышения профмастерства. Мы будем совместно участвовать в дополнительном образовании педагогов, в проведении всевозможных мастер-классов, в зависимости от запроса. Это реально совместная работа. Мы выделяем порядка 800 кв. м. Вуз делает реконструкцию корпуса библиотеки, там будет ремонт, 6,8 млн. рублей мы на это выделили. Наши кадры, а от федералов и департамента – компьютерное оборудование.
– Педуниверситет зарабатывает что-либо самостоятельно на развитие или Минобрнауки России вас полностью финансирует как учредитель?
– У нас финансирование бюджетное – из федерального бюджета, которое осуществляет учредитель Минобрнауки России, и внебюджетное. Если говорить о развитии, то в последние три года у нас была запущена программа модернизации образовательной среды. Мы затратили на эту программу порядка 40 млн рублей. Да, там были средства как федеральные, так и внебюджетные вуза. Часть федеральных средств, мы получили, приняв участие в конкурсе, и выиграли его – средства пошли на покупку оборудования. Мы полностью реставрировали в прошлом году фасад главного учебного корпуса, сейчас то же самое сделано и в третьем корпусе. Отремонтировали 16 аудиторий, 3d-технику закупили, все лекционные аудитории мы оборудовали мультимедиа, в общежитиях установили четыре новых лифта. В сентябре этого года в вузе откроется новый конференц-зал, в который вложено 4,9 млн рублей внебюджетных средств. Так что активно проводим модернизацию.
О проблемах
– Не секрет, что у преподавателей много бумажной работы, отчетности. Но ослаблять госконтроль за вузами однозначно нельзя, контроль должен быть. Я педант по своей натуре, и могу сказать, что отчеты должны быть. Если нет отчетов, это расслабляет. Надо просто систематизировать и перейти на электронный документооборот. Он есть сейчас, достаточно активно развивается, но все равно мы пока встречаемся с тем, что, допустим, один отчет в октябре, другой отчет в июле, мы дублируем, хотя часть форм уже перегружается, часть цифр, которые мы загрузили в октябре, в июле они появились, т.е. второй раз нам их не надо поднимать, заполнять.
Вторая проблема в вузах, может, и в школах есть, это возраст, мало молодежи. Средний возраст коллектива предпенсионный. По нашему вузу он находится в районе 50. С этого года мы запустили программу по омоложению состава, назвали ее 30-30. У нас 30 кафедр, надо чтобы каждая кафедра взяла молодого преподавателя, при этом который уже кандидат наук перспективный, либо этот молодой человек активный, готов учиться, поступил в аспирантуру, через три-пять лет он защититься и будет работать.
О стандартах
– Насколько жесткие требования к вузам предъявляются их учредителем – Министерством науки и высшего образования РФ?
– Есть федеральный государственный образовательный стандарт. В последнее время они меняются. Мы вынуждены разрабатывать новые программы под новые стандарты. Это есть, это надо, значит, делать. Просто сказать «не хочу», так тоже нельзя. Где-то положения стандарта слишком заформализованы, какие-то обоснованы.
Если приводить пример, возьмем программу магистратуры. Требования в стандарте к руководителю программы магистратуры четко прописаны, он ведет научную деятельность, имеет публикации, представляет результаты своей деятельности на научных конференциях. Насколько это не обосновано? Наверное, все-таки обосновано, потому что магистратура – это более высокий уровень, чем бакалавриат. Это реально должна быть научная деятельность. Не может быть человек руководителем магистратуры, если он ничем не занимается, если он не человек науки.
Беседовала Светлана Горбачева
Комментарии