Коллектив редакции издания «Время Воронежа» – это коллектив молодых журналистов. А потому нам всегда интересно общаться с такими же, как и мы – молодыми, энергичными и в хорошем смысле амбициозными людьми, которые в своем, еще небольшом возрасте – уже успели сделать многое для нашего региона и страны. Вдвойне интереснее, если этот человек сумел добиться больших достижений в самых разных сферах.
Герой нашего сегодняшнего интервью – как раз один из таких. В свои 23 года он успел построить спортивную карьеру в пауэрлифтенге, зарегистрировать несколько научных разработок в области электроники, поучаствовать в работе молодежного правительства, а также пройти обучение не только в отечественном, но и зарубежном вузе.
– Обучение в Оксфордском университете – весьма необычно для студента из России, с учётом нынешней напряженности между нашей страной и Западом.
Как и когда удалось попасть на это обучение? Возникали ли трудности? Где учебная программа лучше?
– Так как мы, разработчики, постоянно развиваемся, давно хотелось «пощупать» зарубежную учебную программу. Изначально думал обучиться на переводчика, но в последствии развития рабочей деятельности в области разработки, получил достаточно знаний в техническом языке. А много специализированной литературы издается только на языке оригинала. Это особенно важно, когда дело обстоит в использовании новых инструментов.
Из интересного курса обучения отмечу, что по своей сути это сравнимо с «дистантом» во время пандемии. По качеству материала отмечу, что каждая тема прорабатывается практикой и соответствующей оценкой по блоку темы. Вспоминая подобное в наших технических вузах, на ум приходит коллоквиум, что по моему мнению – одно из самых важных качеств будущего выпускника – научиться практическим навыкам применения.
– Расскажите о вашем опыте участия в международном хакатоне NASA Space Apps 2024. Какие проекты вы представили и чему научились?
– Это, наверно, самый интересный хакатон, в котором я принимал участие. Организация была на наивысшем уровне. По замыслу конкурса собирается команда и, зачастую, она из разных часовых поясов и решают какую-либо конкретную задачу по теме, в которой они зарегистрировались.
В нашем случае это был кейс «Хроники исследования экзопланет». Проект был творческий. В рамках него выдавались реальные данные с космических аппаратов и нужно было, проявляя воображение, предложить решение, которое просветит студентов о чудесах экзопланет. То, как это сделает команда, лежит полностью в нашем интересе. По итогу мы втроем в команде с дизайнером, ML разработчиком и мной разработали приложение под Windows, за 2 дня. Оно, используя, обученную модель на предоставленных данных могла дать оценку содержания некоторых ископаемых.
Как говорят – век живи век учись, поэтому пришлось изучать такие интересные способы, используемые в современном обнаружении, как кривые блеска. В общем, это был однозначно интересный опыт, который позволяет хотя бы чуточку коснуться такой сложной сферы.
– Расскажите подробнее о реальных плодах своего научного труда. Речь идет свидетельствах на регистрацию ЭВМ. Какую пользу несут в себе эти разработки?
– Да, имеем на своем опыте патенты на «Клиент аппаратного блока системы биометрической идентификации пользователя в беспилотном Автомобиле» и «Программный модуль взаимодействия аппаратного блока биометрической идентификации с внешними устройствами». Они составляют единую систему.
Изначальной идеей была технология биометрической идентификации, которая позволит определить возможности пассажиров в области управления беспилотного автотранспортного средства (таких как управление аудиосистемой, настройка маршрутов движения, предоставление прав управления автомобилем), тем самым решить проблему разграничения прав доступа, благодаря технологии биометрической идентификации.
Затем компонентная база была модифицирована в связи с развитием проекта и расширения потока данных, по которому теперь система умеет анализировать окружающую среду на выявление курения водителя, наличия посторонних предметов при вождении, анализ степени его усталости и оценке стиля управления транспортом. По итогу развития системы стало ясно, что она применима как в сфере арендных авто, так и для автомобилей специальных служб. Например, скорой помощи.
– Какие темы ваших научных работ вы считаете наиболее актуальными и перспективными в сфере радиоэлектронных систем?
– Я думаю, развитие системы, которая была описана раннее, и поможет поднять безопасность во все наиболее растущей популярности сферы арендных автомобилей, а также ее модификация под развитие машин для скорой помощи.
– Чем вас заинтересовало участие в работе молодёжного правительства? Видите ли вы себя в будущем на государственной службе?
– Нет, не вижу. Ожидания сильно отличались от реальности. Возможно, кому-то больше подходит сфера, где нужно по большей части общаться с люди и помогать именно в общественных делах. А при отборе, как дублера руководителя ведомства по цифровому развитию нашей области я ожидал задачи, связанные с разработкой технических новшеств для региона и города.
– Насколько сильна конкуренция в научном сообществе? И есть ли она вообще в среде учёных?
– Трудно сказать, по собственным ощущениям и окружению студентов видно, что тот, кто начинает упорно трудиться, тот и добивается достижений. Но все также растет с уровнем, например, получение грантовой поддержки сейчас достаточно сильно выросло количество грантовых программ и количество победителей, но также и повысились требования к проекту.
– Не можем спросить вас об этом, так как вы максимально погружены в эту сферу – какие шансы у нашей страны на то, чтобы стать ведущей технологической державой мира? А какой потенциал и ниша у есть нашего региона внутри России?
– Как принято говорить, за молодежью будущее. Она двигатель прогресса. Как вижу я, тенденция по развитию своих компетенций среди студентов различных вузов примерно одинакова. Кто хочет заниматься тот находит время и уделяет его развитию своих качеств в той или иной сфере. На текущей момент следует отметить, что в стране очень повышаются вложения в поддержку развития проектов.
Если в 2020 году выдавалось от фонда, в котором я получал грантовую поддержку по моему направлению, 1-2 гранта на 2 года, то сейчас тенденция, когда грантов порядка 5 на год и участников, победителей может быть порядка 80. Поэтому по цифрам уже можно сказать, что студенты активно занимаются разработками, и это найдет применение в будущем. Относительно нашего региона также есть, что сказать на примере заслуженной стипендии имени Валиева. Она дается за значительный вклад в развитие радиоэлектронной промышленности, и ее количество – порядка 50 студентов и 30 аспирантов на всю страну. Из всей России наших 5 Воронежских студентов ее получили, что говорит о наличия потенциала.
– Каким было наибольшее достижение вашего проекта на данный момент?
– Победа в двух грантовых работах, что позволило значительно определит, еще будучи на первом курсе, цикл разработки системы, получить значительный практический опыт, что позволило на втором курсе уже продолжать работать в этой сфере. Это также помогло в закупке оборудования, которое использовалось при разработке, для продолжения работы студентов уже над другими задачами.
– С какими крупнейшими вызовами вы столкнулись в процессе работы над научными проектами, и как вы их преодолели?
– Для меня всегда большой вызов – это работа с документацией, бюрократия. Иногда проще написать сложный алгоритм, чем подробно дословно описать, на чем он основан. Если касаться непосредственно разработки, то сложно разрабатывать что-то в слепую, когда дизайн, например, не готов. Все эти вещи решаются набором людей в команду, которые параллельно умеют работать, но зачастую, на каком-то из этапов дизайна можно остановиться. А когда эта стадия реализована и происходит отладка на реальном устройстве, понимаешь, что надо куда-то что-либо переместить или убрать. Так цепочка взаимодействий рушится. По большей части это задача правильного планирования обязанностей.
– Каким вы видите свое будущее в перспективе 10 лет?
– Хотелось бы заниматься в сфере разработки на проектах, которые определят вектор развития всех нас. Например, большая мечта поработать над проектом, связанным с космической составляющей. Кто знает, может быть человечество действительно сумеет добраться до других планет. Хочется оставить свой автограф в таком деле.
– Что, по вашему мнению, необходимо для достижения высоких результатов в спорте, и как это можно применить в учебе и науке?
– Я думаю принцип един, независимо от сферы, которую человек выбирает – это желание и упорство. Например, в сфере разработок достаточно много студентов не желают больше времени уделять практической деятельности и, зачастую, может получиться так, что теоретическую базу, которую выдает университет, выпускник не знает, как применить. Хотя я уверен, что многие университеты это предоставляют. Например, в моем Воронежском Государственном Техническом Университете, на кафедре, где я обучаюсь, открыта лаборатория, и в ней ребята независимо от учебной деятельности делают разработки, выигрывают гранты. Сочетание же спортивной деятельности с учебой и наукой может дать положительный эффект, так как многие задачи, в частности, технические, требуют достаточного времени на подход к решению. И если в случае, как говорят, «настал тупик» перенаправить мысли на спортивную деятельность, то это позволит получить новый подход к решению задачи.
Анастасия Колпачева, Иван Борцов
Комментарии