В Воронеже компания «СМУ-95» бизнесмена Юрия Камзолова известна как подрядчик строительства масштабных проектов: ТЦ «Солнечный рай», «Европа» на левом берегу и, конечно, отель Mariott на проспекте Революции. Также бизнесмен заявлял о планах по реновации бывшей типографии «Коммуна» и освоении Петровской набережной. О том, как развивается город и бизнес в нем, девелопер поговорил с обозревателем «Времени Воронежа».
О городских пространствах
– Сейчас снова активно обсуждают сценарии развития Петровской набережной. Вы говорили, что готовы стать якорным инвестором по развитию этой территории.
– Это было давно. Экономика скорректировалась, поэтому сейчас инфраструктурные проекты отошли на второй план.
– А что у вас на первом в таком случае?
– Сохранить коллектив и удержать компанию. Дальше двигаться и развиваться, планы – только вперед.
– Готовы ли вы в перспективе развивать этот проект?
– Мы могли бы что-то строить, участвовать. Мы же разрабатывали для Петровской набережной наш проект, который вписывался в общую концепцию развития. Она прошла одобрения, комиссии, опрос жителей. Наш проект получил даже награду на «Зодчестве». На тот момент мы готовы были реализовать этот проект, чтобы дать толчок развитию набережной.
– Вы сторонник развития этих территорий в какой концепции? Рекреационной или общественной зоны?
– Я бы хотел, чтобы это была пешеходная зона. Надо брать опыт столичных городов. В Москве создали условия, при которых не надо никуда ездить отдыхать. У них есть парки, аттракционы, скверы, зоны отдыха, люди оставляют там деньги. Это работает. Что у нас сделали? Парк «Динамо»? Ну да, хороший парк, вопросов нет. Для детей. Но он коротенький. А почему не сделать набережную? Если Петровскую набережную полностью реконструировать, это будет бомба, а не город.
– Что именно вы бы хотели там видеть?
– Там и так все мероприятия и концерты проходят. Представьте, если там появится зона фонтанов на воде. На них можно показывать видеопроекции. Представьте, сколько людей там будет! На той же набережной можно придумать какой-то ряд ресторанов на воде. Организовать там спортивную зону, и все потянутся к спорту. Начнем растить здоровое новое поколение. Нам это нужно, но это не стоит много денег, а благодарность жителей властям будет просто колоссальная.
Вот чтобы развивать там застройку, нужно подвести кучу коммуникаций. Это миллиарды. В части, которая расположена ближе к ВОГРЭСу, можно было бы сделать что-то вроде Воронеж-Сити, как Москва-Сити, деловой центр. Он туда напрашивается.
– Сейчас популярно говорить о туристической привлекательности города. Считаете ли вы, что подобные проекты могут привлечь туристов?
– Это у меня больная тема. Вот у нас есть Каменный мост. Где-то я видел, что ул. Чернышевского от Каменного моста вниз является туристическим маршрутом. Это маршрут выхода к Адмиралтейской площади. Но чтобы заявлять это как туристическую достопримечательность, надо сначала создать эту инфраструктуру. Там ни подняться, ни спуститься нельзя – нет ни нормальной пешеходной дорожки, ни лестницы.
Там же есть соседняя ул. Декабристов, которая идет к набережной от ВГУ. Она односторонняя, там есть дорожка, там есть подсветка, то есть там удобно, комфортно. Чернышевского улица не настолько загружена, она, в принципе, вообще не загружена. Почему ее не сделать односторонней снизу вверх? Сделать нормальную пешеходную зону, велозону, это же не проблема и это не стоит очень много денег. Чтобы можно было подняться спокойно и инвалидам, и пенсионерам. И привести в соответствие Каменный мост, тогда это будет нормальный туристический маршрут. Есть очевидные вещи, на которые почему-то не обращают внимания.
– Сейчас активно обсуждают реконструкцию проспекта Революции.
– Да. Его хотят гранитом замостить. А разницы нет, чем его замостить. Вопрос в другом, чтобы сделать красивым и правильным проспект Революции, необходимо убрать все коммуникации с домов и фасадов. Я даже боюсь представить, сколько это нужно денег потратить на то, чтобы это все сделать. Я знаю, что какая-то питерская компания выиграла тендер на проектирование. У меня всегда возникает вопрос, когда иногородние пытаются выиграть. Как они могут что-то сделать в городе, в котором, может быть, один-два раза были и не знают всей конъюнктуры, не знают особенностей.
О бизнесе
– Что происходит с проектом ритейл-парка в Новоусманском районе? Пока там построили только «Леруа Мерлен», о новых проектах не слышно.
– Значит, пока не время. У нас же экономическая ситуация не только в России так себе, но и в мире. Мы рассчитываем на то, что будем участвовать в реализации проекта. Мировые бренды тоже притормозили, насколько я знаю. Но никто не отказался от этой идеи. Она будет реализована.
– Считаете ли вы, что такие ритейл-парки это до сих пор актуальный формат?
– В Воронеже актуальны, потому что у нас достаточно интересная локация. Они и будут актуальны. К нам же едут не только воронежцы. Невозможно ехать на юг и не заехать. Это достаточно большой поток. Поэтому здесь будут работать мировые бренды, просто пока притормозили.
– Не хотите ли вы поучаствовать в строительстве особой экономической зоны? Не поступали вам подобные предложения?
– Если будут, я бы с удовольствием. Как только появится информация о конкретике, будем пытаться наладить взаимоотношения с новым руководителем. Нам в принципе интересен проект.
– Не могу не спросить вас о «Коммуне».
– Пока все в работе. Точно сказать, что будет с этим проектом, пока сложно. На тот момент у нас была идея, которую мы согласовали, и мы готовы были к реализации. Но с такими курсами колебаний доллара и евро в такой проект входить это было бы гибельно. Соответственно, пока все на этапе размышлений.
– Как вы оцениваете необходимость археологических изысканий перед началом строительства в центре? Насколько это дорого, насколько это мешает застройщику?
– Это дорого, это мешает застройщику. Но как показала практика на примере строительства Советской площади, там можно обнаружить много интересного. Это оправдано исторически, потому что в принципе мы должны знать, помнить и чтить свою историю. Но у компаний, которые как раз занимаются этими археологическими изысканиями, совершенно непонятный расчет стоимости. Должны быть какие-то временные рамки, показатели, должно быть оснащение более современное. Чтобы снять этот слой там все нужно делать вручную, а это время. Пока они будут делать, стройка будет стоять. Это безусловно важно и нужно, но хочется более рационального подхода к таким работам.
О дорогах
– Вы являетесь директором инжинирингового центра при ВГТУ. Расскажите поподробнее, чем он занимается.
– У нас там целый кластер: оборудование, экспертиза, лаборатория и так далее. Этот инжиниринговый центр сейчас достаточно динамично развивается, приобретается новое современное оборудование, которое позволяет качественно осуществлять контроль за ходом работ в дорожной сфере, в строительной сфере. Его цель – эффективный контроль проводимых работ по госконтрактам. Потому что у нас достаточно большие деньги вкладываются в развитие дорожной инфраструктуры.
– Как именно ваш центр будет контролировать подрядчиков?
– Планируем в этом году отработать эту схему. У нас полностью есть понимание с дорожным департаментом, со строительным университетом. Так же есть понимание как взаимодействовать с дорожным союзом, который недавно реформировали. У нас задача повышения статуса, популяризации отрасли, привлечения студентов в дорожную сферу. У нас же нету студентов, которые работают в дорожной сфере, у нас вы видите, кто дороги делает? У меня большие сомнения в том, что у каждого сотрудника, работника в этой сфере есть надлежащее образование. Но это популярная профессия, она достаточно актуальна всегда. Дороги по истечении какого-то определенного срока всегда выходят из строя и их нужно ремонтировать.
– Вы считаете возможным с помощью этой лаборатории добиться того, чтобы срок службы дороги был не пять, а десять лет?
– Да. Это вопрос комплексного подхода к контролю качества проводимых работ. Хорошо, если будет некий орган, который будет контролировать и эффективно и быстро проверять проводимые работы на месте, корректировать подрядчика.
– С помощью каких полномочий вы будете корректировать подрядчика?
– На него будет влиять дорожный департамент. Многое, что еще нужно сделать и на это выделяются колоссальные деньги. Тенденция правильная, потому что дороги – это одна из основ в решении вопросов пробок.
– Вы верите в проект легкого метро в Воронеже?
– Верю, конечно. Лучше верить, чем не верить. У меня в связи с этим родилась интересная идея. На конечных станциях можно было бы делать мини-торговые центры, чтобы всем было по пути. У нас есть опыт, я бы попробовал это реализовать.
Беседовала Дарья Бородина
Комментарии