Интернет-газета "Время Воронежа"
15 декабря, Воронеж -4,0°
Курс ЦБ 79,45 93,23

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Экономика 0+

С нового года банки обяжут сначала возмещать похищенные деньги, а потом выяснять причины их списания

Корреспондент Интернет-газеты «Время Воронежа» разбирается, не вырастет ли после этого стоимость банковского обслуживания

Главная картинка новости: С нового года банки обяжут сначала возмещать похищенные деньги, а потом выяснять причины их списания

В связи с введением с января 2014 года закона, согласно которому банки будут обязаны возмещать клиентам те средства, которые были похищены в результате противоправных действий, банкиры снова начали пиар-атаку. Нет, добиться полной отмены этого закона они не надеются, но отсрочить сроки его введения пока пытаются активно.

Что же такого страшного произошло? Кардинально изменится подход к деньгам, которые лишаться клиенты в результате мошеннических схем. Если раньше бремя доказывания кражи средств ложилось на пользователя карточки, то теперь, после обращения клиента, банк должен вернуть средства, а уже потом выяснять причины их списания. В принципе решение очень правильное – потребитель не должен сам проводить расследования, выясняя, почему в Гондурасе с его карты списали 10 тысяч, и не является ли это частью зреющего в этой тихой стране мирового заговора. Тем более, что часто банк пытался доказать, что все списания – результат умышленных или халатных действий самого клиента. Впрочем, так поступают далеко не все и не всегда. Деньги, в большинстве случаев отдавали, хотя срок рассмотрения составлял внушительные 2-3 месяца.

Со следующего года деньги должны будут отдавать на следующий день, а уже затем банк может разбираться, что же произошло на самом деле. Банкиры уверены во всплеске мошеннических схем и росте потерь от карточного бизнеса. Однако западная практика (а там подобные правила существуют давно) говорит о далеко не запредельном уровне махинаций с картами.

Другой вопрос, что расследования и анализ источников потерь, суды с жуликами – все это дело очень затратное. Затраты эти банк неизбежно переложит на пользователей, т.е. за мошенников все равно придется платить, только не сразу и одной суммой, а в рассрочку, за карточные услуги. Впрочем, основная часть списаний (по количеству, а не по сумме) – это действительно ошибки продавцов в магазинах, самих клиентов, банкоматов (да-да, последние тоже не безгрешны, но в оправдание можно сказать, что ошибаются они обычно в пользу клиента).

Есть, конечно, и проблема реальных мошенничеств. Их немного относительно общего числа операций, но суммы обычно значительны, и очень уж неприятно терять деньги. Банкиры ожидают всплеск мошенничеств, особенно связанных с трансграничными операциями. Классическую схему рассказывал еще Задорнов: «Два друга едут в разные страны и пользуются карточками друг друга. А потом сообщают, что их обворовали, пока они были заграницей». Придраться к таким «потребителям» можно только проведя дорогое расследование с опросом продавцов в магазинах и подтверждении знакомства друзей-мошенников.

Для того, чтобы деньги не увели банкиры советуют подключать СМС-информирование, но услуга эта платная и клиент вправе отказаться. Впрочем, в связи со вступлением в действие нового закона, кредитные организации подумывают о том, чтобы сделать эту услугу обязательной, включив ее в стоимость годового обслуживания пластика.

Кстати, проблема карточного бизнеса обнажила давно будораживший банкиров вопрос – почему все комиссионные услуги у нас стоят дешевле, чем на Западе? Потому что банки сами в конкурентной борьбе «забили» комиссии почти до порога рентабельности, а иногда и ниже него, добирая свое на кредитах. В европейских и американских банках ситуация обратная – низкие процентные ставки компенсируются высокими комиссиями «за каждый чих». Например, в знаменитых швейцарских банках ставка по вкладу обычно не превышает 0,5 процента, при этом за внесение/снятие средств возьмут комиссию в 0,2-0,5 процента. Просто «в ноль» получится уйти только через год. Однако наш клиент не готов платить за расчетно-кассовое обслуживание такие деньги. Банкам придется медленно приучать нас к дорогому обслуживанию все ближайшие годы, а может и десятилетия.

Да, и главное – не обманывайте банк! Ваши действия будут классифицированы как мошенничество и можно схлопотать вполне себе существенный срок. Не советуем.

Новости партнеров