Воронежские власти рассчитывают за три года сократить свой долг на девять процентов

Воронежские власти рассчитывают за три года сократить свой долг на девять процентов

В областном правительстве разработали проект долговой политики до 2020 года


 

К концу 2017 года государственный долг Воронежской области составит 54 % от суммы собственных доходов областного бюджета. Власти рассчитывают, что к началу 2021 года им удастся добиться сокращения доли общего объема долговых обязательств региона до 45%. Это следует из проекта постановления облправительства «Об утверждении долговой политики Воронежской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». В настоящий момент этот проект проходит экспертизу на коррупциогенность, после чего, скорее всего, постановление будет подписано губернатором.

К разработке собственной долговой политики власти региона прибегли по воле президента, который еще в январе текущего года дал поручение принять меры по сокращению дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки. Обычно президентские поручения выполняются быстрее. Но в случае с региональным госдолгом пришлось ждать еще  осеннего заседания президиума Госсовета, на котором Владимир Путин выслушал от Алексея Гордеева просьбу «всех губернаторов» о неподъемной тяжести региональных задолженностей и распорядился, чтобы правительство РФ приступило к незамедлительной реструктуризации долгов субъектов Федерации.

После этого у областных властей появился повод для формирования долговой политики. Если бы не решение Владимира Путина, то было бы наоборот – долговая политика формировала областные власти.

Достаточно посмотреть, в какой ситуации находится регион. По итогам 2016 года государственный долг Воронежской области составил 36,0 млрд рублей, или 57 % от суммы собственных доходов. То есть регион был должен больше половины от того, что он в состоянии заработать.

По итогам 2017 года, говорится в проекте постановления, госдолг области ожидается в объеме 34,1 млрд рублей (54 % от суммы собственных доходов). Очевидно, что слегка облегчить бремя позволила замена коммерческих кредитов бюджетными заимствованиями.

Разумеется, что со снижением уровня долга сокращаются и расходы на его обслуживание: в 2016 году они составили 2,1 млрд рублей, в 2017 году ожидаются в размере 1,6 млрд рублей.

Но дальше – что? Ведь нельзя же считать нормальной ситуацию, когда долг составляет половину собственных доходов.

Как сказано в проекте постановления, «долговая политика… определяется текущими особенностями развития экономики Воронежской области и Российской Федерации в целом».

Понятно, что под «текущими особенностями» следует понимать экономический кризис, который еще совсем недавно был глобальным, а теперь вдруг оказался исключительно нашим, родным. И выходить из него придется собственными силами, помощи ждать неоткуда.

Поэтому главной задачей своей долговой политики правительство области объявляет «обеспечение потребностей Воронежской области в заемном финансировании для сбалансированного исполнения бюджета Воронежской области при сохранении долговой устойчивости Воронежской области».

Говоря другим языком – будем брать в долг и дальше, но аккуратнее, чтобы не оказаться в долговой яме.

А главная цель этой политики прописана в проекте так: обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств Воронежской области к 1 января 2021 года до 45 % от суммы собственных доходов.

То есть за три года сократить долю долга на девять процентов.

Трудно назвать эту цель амбициозной. Но упрекнуть правительство области не в чем. Упреков оно заслужило за то, что бюджетная политика в предыдущие годы строилась таким образом, что объем кредитования зашкалил за половину доходов. А сейчас – чего кулаками махать?

За счет чего же власти намерены добиться такого результата? Ну, изучить «возможность использования государственных ценных бумаг Воронежской области как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета и рефинансирования долговых обязательств». Ну, осуществлять «государственные внутренние заимствования Воронежской области в зависимости от конъюнктуры финансового рынка» (раньше, стало быть, этого не делали?). Ну, обеспечить «оптимизацию структуры государственного долга и минимизацию стоимости обслуживания государственного долга».

При этом в проекте постановления сказано, что власти должны обеспечить «осуществление своевременного и полного исполнения долговых обязательств перед кредиторами в условиях любой, в том числе самой неблагоприятной, макроэкономической и бюджетной ситуации, резкого ухудшения конъюнктуры на финансовом рынке».

Это, конечно, похвально: взял – отдай, долг – дело святое.

Правда, просьба «от всех губернаторов» о реструктуризации региональных долгов, которую Алексей Гордеев выразил Владимиру Путину, в эту мужественную концепцию не очень-то вписывается. Но там ведь речь шла о долгах бюджетных, а казна, как известно, многое стерпит.

Другое дело – обязательства перед банками. У российских банков времена наступили лютые, дешевые западные кредиты больше не получается монетизировать в дорогие отечественные заимствования. Поэтому от банков региональным властям никуда не деться.

Между прочим, в проекте постановления замещение рыночного долга бюджетными кредитами прямо названо временной, антикризисной мерой.

В правительстве области прекрасно понимают, что сотрудничество с банками продолжится. Но вести его планируют иначе – «в основном в форме возобновляемых кредитных линий». Это, считают в правительстве, позволит привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживание госдолга.

Кроме того, власти предполагают минимизировать расходы на обслуживание госдолга с помощью комбинированных мер. Например, чтобы сократить срок использования банковского кредита будут привлекаться более дешевые бюджетные федеральные кредиты, а также «временно свободные средства государственных бюджетных и автономных учреждений Воронежской области».

То есть областная власть намерена занимать либо у Федерального казначейства, либо у своих подчиненных.

Страшно подумать, у кого бы еще стали занимать деньги областные власти, если бы на заседании президиума Госсовета в ответ на просьбу Алексея Гордеева Владимир Путин ответил – «нет».

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.