К концу 2017 года государственный долг Воронежской области составит 54 % от суммы собственных доходов областного бюджета. Власти рассчитывают, что к началу 2021 года им удастся добиться сокращения доли общего объема долговых обязательств региона до 45%. Это следует из проекта постановления облправительства «Об утверждении долговой политики Воронежской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». В настоящий момент этот проект проходит экспертизу на коррупциогенность, после чего, скорее всего, постановление будет подписано губернатором.
К разработке собственной долговой политики власти региона прибегли по воле президента, который еще в январе текущего года дал поручение принять меры по сокращению дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки. Обычно президентские поручения выполняются быстрее. Но в случае с региональным госдолгом пришлось ждать еще осеннего заседания президиума Госсовета, на котором Владимир Путин выслушал от Алексея Гордеева просьбу «всех губернаторов» о неподъемной тяжести региональных задолженностей и распорядился, чтобы правительство РФ приступило к незамедлительной реструктуризации долгов субъектов Федерации.
После этого у областных властей появился повод для формирования долговой политики. Если бы не решение Владимира Путина, то было бы наоборот – долговая политика формировала областные власти.
Достаточно посмотреть, в какой ситуации находится регион. По итогам 2016 года государственный долг Воронежской области составил 36,0 млрд рублей, или 57 % от суммы собственных доходов. То есть регион был должен больше половины от того, что он в состоянии заработать.
По итогам 2017 года, говорится в проекте постановления, госдолг области ожидается в объеме 34,1 млрд рублей (54 % от суммы собственных доходов). Очевидно, что слегка облегчить бремя позволила замена коммерческих кредитов бюджетными заимствованиями.
Разумеется, что со снижением уровня долга сокращаются и расходы на его обслуживание: в 2016 году они составили 2,1 млрд рублей, в 2017 году ожидаются в размере 1,6 млрд рублей.
Но дальше – что? Ведь нельзя же считать нормальной ситуацию, когда долг составляет половину собственных доходов.
Как сказано в проекте постановления, «долговая политика… определяется текущими особенностями развития экономики Воронежской области и Российской Федерации в целом».
Понятно, что под «текущими особенностями» следует понимать экономический кризис, который еще совсем недавно был глобальным, а теперь вдруг оказался исключительно нашим, родным. И выходить из него придется собственными силами, помощи ждать неоткуда.
Поэтому главной задачей своей долговой политики правительство области объявляет «обеспечение потребностей Воронежской области в заемном финансировании для сбалансированного исполнения бюджета Воронежской области при сохранении долговой устойчивости Воронежской области».
Говоря другим языком – будем брать в долг и дальше, но аккуратнее, чтобы не оказаться в долговой яме.
А главная цель этой политики прописана в проекте так: обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств Воронежской области к 1 января 2021 года до 45 % от суммы собственных доходов.
То есть за три года сократить долю долга на девять процентов.
Трудно назвать эту цель амбициозной. Но упрекнуть правительство области не в чем. Упреков оно заслужило за то, что бюджетная политика в предыдущие годы строилась таким образом, что объем кредитования зашкалил за половину доходов. А сейчас – чего кулаками махать?
За счет чего же власти намерены добиться такого результата? Ну, изучить «возможность использования государственных ценных бумаг Воронежской области как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета и рефинансирования долговых обязательств». Ну, осуществлять «государственные внутренние заимствования Воронежской области в зависимости от конъюнктуры финансового рынка» (раньше, стало быть, этого не делали?). Ну, обеспечить «оптимизацию структуры государственного долга и минимизацию стоимости обслуживания государственного долга».
При этом в проекте постановления сказано, что власти должны обеспечить «осуществление своевременного и полного исполнения долговых обязательств перед кредиторами в условиях любой, в том числе самой неблагоприятной, макроэкономической и бюджетной ситуации, резкого ухудшения конъюнктуры на финансовом рынке».
Это, конечно, похвально: взял – отдай, долг – дело святое.
Правда, просьба «от всех губернаторов» о реструктуризации региональных долгов, которую Алексей Гордеев выразил Владимиру Путину, в эту мужественную концепцию не очень-то вписывается. Но там ведь речь шла о долгах бюджетных, а казна, как известно, многое стерпит.
Другое дело – обязательства перед банками. У российских банков времена наступили лютые, дешевые западные кредиты больше не получается монетизировать в дорогие отечественные заимствования. Поэтому от банков региональным властям никуда не деться.
Между прочим, в проекте постановления замещение рыночного долга бюджетными кредитами прямо названо временной, антикризисной мерой.
В правительстве области прекрасно понимают, что сотрудничество с банками продолжится. Но вести его планируют иначе – «в основном в форме возобновляемых кредитных линий». Это, считают в правительстве, позволит привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживание госдолга.
Кроме того, власти предполагают минимизировать расходы на обслуживание госдолга с помощью комбинированных мер. Например, чтобы сократить срок использования банковского кредита будут привлекаться более дешевые бюджетные федеральные кредиты, а также «временно свободные средства государственных бюджетных и автономных учреждений Воронежской области».
То есть областная власть намерена занимать либо у Федерального казначейства, либо у своих подчиненных.
Страшно подумать, у кого бы еще стали занимать деньги областные власти, если бы на заседании президиума Госсовета в ответ на просьбу Алексея Гордеева Владимир Путин ответил – «нет».
Автор: Герман Полтаев
Комментарии