Концерн «Росэнергоатом», управляющий российскими атомными станциям, наконец, официально прокомментировал информацию о сокращении в 2016 году сотрудников АЭС. Впрочем, комментарий не отличался от неофициальных сведений, просочившихся в СМИ. «На этот год запланирована оптимизация 20% численности центрального аппарата Концерна и 10% персонала АЭС», — говорится в информаии, распространенной пресс-службой концерна.
Журналистов тех СМИ, которые уже успели растиражировать информацию, больше всего смутила дата намеченной акции – 1 апреля.
Насколько серьезным будет этот день для работников НВАЭС?
Не сокращения, а оптимизация
- Почему плановый уход работников вызвал нездоровый ажиотаж в СМИ? - высказал недоумение корреспонденту интернет-газеты «Время Воронежа» председатель профсоюзного комитета НВАЭС Юрий Бабенко. – Мы этой темой – программой оптимизации штатного состава - занимаемся 10 лет, чуть ли не с тех времен, когда у станции было и свое подсобное хозяйство, с теплицами и свинарниками, свои детские сады и ведомственные дома. Бывали годы, когда и по 300 человек сокращали. В прошлом - 200 человек. А с 1 апреля 2016- го запланировано проыети оптимизация всего лишь 120 человек – при более чем четырех тысячах общего списка станционных работников. Пока приказа нет, но люди догадываются, кого и куда могут перевести. Проходят профсоюзные собрания, но никаких протестных акций никто не организует
10 лет назад на НВАЭС работали 7 тысяч, человек. Темпы «оптимизации»,получается, в среднем не так уж высоки - 300 человек в год. Но за это время на базе непрофильных и «малопрофильных» подразделений НВАЭС созданы такие крупные предприятия, как «Атомэнергоремонт», «Атомтрудресурсы» со статусом «дочек» «Росэнергоатома» , «Нововоронежская АЭС-авто» с парком более 200 машин, аутсорсинговые предприятия деактивации, общепита и т.п .
- И сейчас речь ведь идет не о сокращениях, - настаивает Юрий Бабенко. - Мы никого не сокращаем. Мы переводим людей в другие предприятия в рамках одной корпорации. И только того, кто не хочет переходить – того оформляем по статье «сокращение штатов» - со всем проложенными выходными пособиями. Зачем же журналисты подняли тему как проблему?.
Кому как повезет
Ну, во-первых, тему они подняли с подачи материнской компании. Именно «Росэнергоатом» официально заявил об оптимизации – а кто же не знает, что «оптимизация» - самый страшный синоним слова «сокращения».
Оптимизация идет по нескольким направлениям, пояснили в концерне. Первое, как верно упомянул профсоюзный лидер, это вывод непрофильных активов в дочерние компании. Здесь персонал переводится вместе с соответствующими объемами работ, обеспеченными финансированием. Но может быть и вывод на «чистый» аутсорсинг, предусматривающий практически «свободное плавание». Оптимизация может произойти также в форме проводов на пенсию или «планового сокращения отдельных категорий производственного персонала за счет проведенной переоценки условий труда». Речь в последнем случае, надо понимать, идет о сокращениях в результате автоматизации производства – и тут уж вряд ли сокращенному предложат равноценную работу за воротами предприятия.
И кому как повезет - большой вопрос.
Во-вторых, сам кризис заостряет тему. К ней сегодня трепетно относятся и в правительстве, и в газетах, и на кухнях. Одно дело, когда уходишь с работы в добрые времена, а другое – когда покидаешь непотопляемый крейсер во время шторма.
Без атомных надбавок
Существование этих ООО на аутсорсинге создает впечатление, что Нововоронеж уже и не моногород вовсе, что здесь много альтернативных мест работы. Но это не так. Все эти предприятия целиком и полностью зависят от атомной станции. Если завтра НВАЭС решит сэкономить на услугах «автобазы», она сэкономит на своих бывших работниках – и никакой профсоюз не сможет за них вступиться.
По сути, людей, делающих одно дело, разделили на два сорта. В результате действительно получается экономия – на «атомных» надбавках, льготах, гарантиях.
- Меня перевели пару лет назад, - рассказал в соцсетях Николай, бывший водитель- атомщик, нынче – водитель на аутсорсинге. Зарплата была первое время такой же,как раньше. А потом начался кризис, а с ним и перебои с зарплатой. А хуже всего – мы видим, что работы не хватает. Мы и здесь становимся лишними. Завтра нас могут еще раз уволить. А атомщики как получали премии, так и получают.
Еще сложнее ситуация у ремонтного персонала. Пока ремонтники работали в штате АЭС, их численность была явно завышенной - потому что период активных ремонтных работ на АЭС в среднем длится три месяца в году, остальное же время ремонтный персонал недозагружен. Сейчас его вывели за штат – но график от этого не выровнялся.
Перенасыщенность кадрами
- При этом стоит отметить, что проблема «кадровой перенасыщенности» на предприятии есть – и она может обостриться с остановкой третьего энергоблока, - признал Юрий Бабенко.
Заместитель директора Нововоронежской АЭС по управлению персоналом Сергей Гудин не раз заявлял о том, что кадровая проблема на НВАЭС практически решена. Более того, практически укомплектован уже и штат шестого и даже седьмого энергоблока, пуск которого –дело отдаленного будущего. Значит, к концу года неизбежны будут сокращения персонала в связи с остановкой блока номер три. Причем, речь идет об основном промышленном персонала - опытнейших инженерах и техниках, для которых «аутсорсинга» еще не придумано.
О том, что НВАЭС «перенасыщена кадрами» под завязку, говорят те же тематические форумы. Их участники жалуются, что устроиться туда на работу почти невозможно – разве что по блату. Даже если есть вакансии, многоступенчатую систему отбора кадров почти невозможно пройти.
И в это время станция тратит огромные деньги на профориентационную работу, позиционируя себя как привлекательного работодателя. В школах области созданы более 200 «атомных уголков» с выставками профориентационной тематики, идет активн раздача рекламных буклетов, а в самом Нововоронеже намечается открыть кафедру АЭС от МИФИ.
Значит, приобрести работу на НВАЭС будет еще труднее, а потерять – еще легче.
Автор: Анатолий Марченко
Комментарии