«Одна из самых вредных реформ – отмена прямых выборов мэра». Воронежский фестиваль не обошелся без громких высказываний

«Одна из самых вредных реформ – отмена прямых выборов мэра». Воронежский фестиваль не обошелся без громких высказываний

Московский политолог Екатерина Шульман* показала, как меняется жизнь в российских городах

В Воронеже на площадке «Винзавод» (ул. Кольцовская, 24/2) стартовал архитектурный фестиваль «Зодчество Врн». 28 мая спикером одной из лекций выступила политолог, доцент кафедры политических и правовых учений факультета политических наук Московской высшей школы экономических и социальных наук Екатерина Шульман*. Эксперт обсудила с воронежцами политические, социальные и демографические аспекты современного города, а также высказалась об отмене прямых выборов во многих городах России.

– Когда мы говорим о том, что происходит с городом, мы имеем ввиду то, что началось не вчера и закончится не завтра и не послезавтра. Это континуальные, длительные процессы. Они позволяют гораздо точнее предсказывать будущее, чем зацикленность на сменяющемся потоке новостей, – пояснила Екатерина Шульман*.

Политика

Политолог уточнила, что традиционно городское ассоциируется с политическим. На территории города сконцентрированы разные люди, которым необходимо сотрудничать друг с другом. По словам Екатерины Шульман*, город – это то место, в котором много, что производится, но и одновременно с этим место, которое много, в чем нуждается. Поэтому он находится в сети постоянных экономических связей.  Показывает это пандемия: деревню заблокировать сложно, блокада в городе – это катастрофа. Поэтому город – это место пересечения путей. Вовлеченность в этот постоянный обмен – основа политического поведения. Чем более человек изолирован, тем меньше у него политической жизни.

Потребность в городском самоуправлении довольно явно демонстрируется как один из самых распространенных политических запросов россиян. В Екатеринбурге после подсчета подписей за возвращение прямых выборов мэра города оказалось, что 80% горожан поддерживают эту идею. В целом по стране реакция схожа. Поэтому данная реформа получила бы максимальную поддержку, но предпосылок к ее появлению пока нет, объяснила спикер.

– Люди начинают протестовать, если их проблема не решается достаточно долго. То есть люди протестуют там, где с ними не разговаривают. Они как раз встречаются только в городской среде. До 2017 года наиболее частыми протестными акциями стали трудовые. С 2017 года стало расти число политических митингов. Люди начали выступать против коррупции, против политических преследований, – рассказала Екатерина Шульман*.

Протестная активность не связана с тем, каким путем был избран мэр. Эксперт отметила, что эффективность назначенных городских руководителей также не увеличилась. Хотя отмена прямых выборов основывалась именно на повышении эффективности управления городами.

По данным динамики прямых выборов мэра в крупных городах Комитета гражданских инициатив (КГИ) в 2019 году определяется снижение этого параметра. Сейчас только в девяти проводятся прямые выборы главы города. Избираемые мэры сохранились только на Дальнем Востоке и в Сибири, минимально на Северо-Кавказе, в центральной части России и на юге. В исследование включили города с населением от 100 тыс. человек.

В исследовании КГИ 2019 года можно проследить динамику назначаемых мэров. В 2000 году было «модно» назначать на должность мэра представителей силовых структур. Все больше становятся мэров-чиновников, как муниципальных, так и региональных – 39%. Люди из бизнеса и депутаты сейчас имеют больше шансов для того, чтобы выиграть на выборах.

Екатерина Шульман* также рассказала, что смена в городе мэра вызывает экономию со стороны муниципалитетов на ЖКХ, на городском благоустройстве, на муниципальных служащих и на здравоохранении. Это не вызывает существенные изменения, но сказывается на жизни города.

Интересно, что по данным исследования КГИ за 2019 год о дальнейшей жизни мэров после отставки, 21% переходит на региональный уровень, 15% становятся уголовно преследуемыми, 14% пропадают из публичной жизни. При этом переход от избранных к назначенным мэрам не отразился на процентном соотношении.

Екатерина Шульман* назвала отмену прямых выборов мэра «одной из самых вредных политических реформ».

Демография

В лекции Екатерина Шульман* отметила, что Россия превосходит другие города Европы по количеству городов с населением выше 100 тыс. человек. При этом все города, а их 171, не расположены равномерно. Линия расселения России напоминает Канаду. Сходства в том, что у стран большая территория с не очень благоприятным климатом. В Канаде люди селятся в основном по двум побережьям – южному и западному. В России – на западе от Урала, в Московской и Петербургской агломерациях, а также аграрном юге.

В России 15 городов-миллиоников, три города близки к этому количеству. По словам политолога, вокруг этих городов как раз и концентрируется российская жизнь.

– В какой-то степени мы привыкли смотреть на Россию как на сельскую, аграрную страну. На самом деле, начиная с 60-х годов, в России больше людей живет в городах, чем в сельской местности. С тех самых пор сельское население уменьшается, городское – растет, – уточнила эксперт.

Спикер показала прирост численности населения на примере таких городов как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, объяснив это тем, «что на примере этих городов разницу ярче видно». Она уточнила, что в 2010 году рост численности населения замедляется. То есть, по словам Екатерины Шульман*, устойчивое понятие постоянного роста городов не всегда правильно в действительности.

Эксперт объяснила, что в основном прирост населения происходит из-за переездов россиян из менее крупного города в более крупный. В 2019 году естественный прирост наблюдался только в Махачкале.

В 2020 году, в вирусное время, люди начинают отъезжать из городов. В городе стало жить дискомфортно, а работа в большей мере перешла в удаленный режим.

В первой половине 2020 года, весной, из Москвы уехало 3 млн человек, а вернулось осенью 2 млн, при этом 1 млн куда-то потерялся. Но, как отметила спикер, еще в 2019 году, впервые за долгие десятилетия, был зафиксирован приток сельского населения.

Интересно, что население Москвы – 13,5 млн человек, при этом в течение дня работают 25 млн сим-карт, а закупается еды в городе каждый день на 30 млн человек. Этот пример показывает нестабильность городского населения.

Социальные аспекты

На лекции также поднимался вопрос оптимизации городов России под европейскую застройку. Екатерина Шульман* считает, что в стране «застройки близки к южно-азиатскому типу больше, чем к европейскому». Этот тип представляет собой увеличение уровня высотности и плотно поставленные, одиночные здания с пространством вокруг себя. Европа же практикует ленточный тип застройки.  

– С точки зрения социальной стороны, это не очень хорошо. В таком «карандаше» люди никогда не будут соседствовать и вряд ли смогут объединиться ради какой-то цели. Также средняя площадь квартиры у нас снижается, отвечая при этом на спрос населения, стремясь к максимизации деятельности, – объяснила спикер.

По данным Росстата, этажность с каждым годом увеличивается. Это значит, что появляется все больше высоток и происходит «бум» в количестве одиночных домов.

– Мы вернулись к советскому типу мечты: квартира, машина, дача. Казалось бы, сейчас можно все арендовать, но пандемия указала на то, как все-таки хорошо иметь свою жилье, в частности отапливаемую дачу. Можно самостоятельно «спастись» от вируса, не переживая, что арендодатель попросит освободить квартиру, потому что ему самому нужно где-то «спрятаться». Машина – это безопасность во время пандемии. Общественный транспорт может только стоять в стороне в сравнении с личным по возможности заразиться. Надо понимать, что эффективность этого «спасения» прямиком зависит от доходов, – рассказала эксперт.

Екатерина Шульман* поставила в пример социального неравенства период пандемии. По ее словам, возможность удаленной работы тем выше, чем выше ваша зарплата. Сейчас происходит вытеснение «среднего» класса из слоев населения. Вскоре останутся только бедные и богатые – обслуживающие и обслуживаемые. Политолог отмечала, что при этом 66% жителей страны хотят жить в частном доме, а позволить себе это может меньший процент граждан.

Лекцию завершили с отсылкой к девизу фестиваля – «говорите с городом». Екатерина Шульман* назвала это «необходимостью для городских властей».

Особенностью фестиваля, в частности лекции, стала возможность задать вопросы спикеру. Один из них касался предложения вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева вернуть прямые выборы в Воронеж.

Отметим, что будучи мэром нынешний губернатор Александр Гусев выступал против назначения на пост главы города. Однако, в 2016 году сам отменил прямые выборы мэра с поддержкой Алексея Гордеева, губернатора области на то время.

Екатерина Шульман* придерживалась нейтральной стороны. Она отметила, что с рациональной точки зрения, прямые выборы – один из самых дешевых и действенных способов снизить политическое напряжение. Чем ниже уровень выборов, тем больше люди обращают внимание на программу и действия избираемых. По мнению эксперта, возможность голосовать самостоятельно для горожан – хорошее решение со стороны властей. Однако, в нынешнем времени осуществится это вряд ли.

Форум «Зодчество VRN» проходит в Воронеже с 2007 года. Организаторы – правительство Воронежской области, департамент архитектуры и градостроительства региона и Союз архитекторов России. 

* - Екатерина Шульман признана в РФ "иностранным агентом"

Следите за новостями в телеграм-канале «Время Воронежа»

Автор: Юлия Коннова

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Прямые выборы для избирателя-кот в мешке!!!