На минувшей неделе в Россоши Воронежской области неизвестные демонтировали памятный знак, как его называют местные, «неизвестному фашисту» (Октябрьская площадь, 14е). Причем сначала регион всколыхнула новость о сносе объекта, а затем оказалось, что главная его часть – шляпа альпийского стрелка – исчезла с территории. Пока в райцентре идет расследование для установления лиц, причастных к ситуации, местные жители в социальных сетях продолжают высказывать различные мнения по поводу необходимости демонтажа «фашистской шляпы», вандализма и осквернения памяти солдат времен Великой Отечественной войны. Во многом воронежцы сформировали единую позицию – жители обрадовались такому повороту событий. Издание «Время Воронежа» попросило экспертов оценить данную ситуацию.
Стоит добавить, что памятный знак «Памятник в честь сотрудничества русского и итальянского народов» установили в сквере им. Кирова в 2003 году в честь десятилетия с момента постройки детского сада в Россоши. Здание было построено Национальной ассоциацией альпийцев Италии на благотворительной основе. Памятный знак, в свою очередь, появился в сквере рядом с детсадом по решению Россошанского Совета народных депутатов.
Однако спустя время, в 2018 году, на месте памятного знака были найдены останки одного из оккупантов Россоши из дивизии «Юлия». Тогда в обществе начались споры о демонтаже объекта, что в итоге и произошло. Пусть событие остается не официальным, а в его совершении существуют преступные мотивы, многие вздохнули с облегчением после сноса фашистского символа.
Историк, краевед, исследователь Николай Сапелкин прокомментировал изданию «Время Воронежа» ситуацию со сносом памятного знака в воронежском райцентре.
– Россошанский район, который в годы войны был оккупирован войсками итальянской фашистской армии, потерял большое число мирных жителей – ни в чем не повинных людей. В Россоши находился концентрационный лагерь, где погибло более 10 тыс. человек, так же, в основном, местных жителей. Россошанцы никогда не забывали злодеяний фашистов. Но когда итальянцы сообщили, что в знак покаяния хотят построить детский садик и установить памятный знак, отнеслись с пониманием. Но вскоре знак покаяния стали называть знаком примирения. Потом, итальянцы при попустительстве тогдашних районных властей, пошли дальше – превратили его в воинский мемориал «неизвестного фашиста»: нелегально захоронили останки итальянского фашиста, погибшего под Россошью в январе 1943 года.
Тогда российская общественность, жители Воронежа и Россоши стали возмущаться, считая это недопустимым. Вместо памятного знака покаяния в Россоши появился торжественный монумент фашистского реваншизма, – рассказал эксперт.
Николай Сапелкин добавил, что занимается темой фашистских захватчиков более десяти лет. В процессе исследования он не раз заострял внимание на этой проблеме. По его мнению, для сноса памятника должно быть принято взвешенное решение. Когда этот символ все-таки демонтировали, пусть и не официально, это принесло облегчение и радость местным жителям. Теперь они говорят, что нужен другой памятник – жертвам фашистских захватчиков.
– В нынешних условиях активизации западного нацизма и русофобии, это событие можно оценивать только положительно, потому что сам этот памятный знак был в виде шляпы итальянских альпийских стрелков, что само по себе является вызовом. Именно альпийские стрелки были основными оккупантами в Россоши. Они совершали злодеяния против наших сограждан – грабежи, убийства, изнасилования. Они покрыли себя несмываемым позором и кровью местных жителей, – подчеркнул Николай Сапелкин.
Краевед считает, что если постфактум будет принято официальное решение о демонтаже памятника и захоронений, то это следует только приветствовать. После завершения спецоперации на Украине и общеевропейского кризиса можно вернуться к вопросу о знаке покаяния, в случае подлинного раскаяния итальянцев и деятельного желания дружить с Россией. Только это должен быть крест, а не фашистская шляпа. В нынешней ситуации частную инициативу местных жителей по несанкционированному сносу символа фашизма можно понять и нужно простить.
Глава регионального филиала «Фонда защиты национального исторического наследия» Николай Савченко в разговоре с корреспондентом интернет-газеты «Время Воронежа» изложил несколько версий местных жителей о том, кто причастен к сносу «фашистской шляпы». Также он напомнил об официальном ответе Администрации Президента РФ, который был получен им в 2020 году. В документе говорилось, что «можно считать установленным факт производства делегацией Национальной ассоциации альпийцев Италии несогласованного захоронения на территории РФ с нарушением федерального законодательства и международного договора». Такой вывод следует в связи с тем, что администрация Россоши не давала согласие на погребение останков в сквере на месте памятника братскому сотрудничеству.
– Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что это памятник не просто «фашистской шляпе», а могила неизвестного фашиста, которую противопоставили нашей могиле неизвестного солдата в Кремле. Часть костей изъяли – это уже доказательство того, что захоронение было незаконным. Теперь мы добиваемся, чтобы постамент разобрали по кирпичику и изъяли оставшиеся останки.
Когда мы еще не знали о костях, то и не требовали его [прим. ред. – «Памятник в честь братского сотрудничества русского и итальянского народов» в Россоши] снести. Вроде шляпа не запрещена, и сейчас в ней ходят. Но для наших жителей, 150-ти человек бывших узников концлагеря, в котором итальянцы «рулили» с октября до января 1943-го, живущих в городе фронтовиков, детей войны это тяжело. А чего стоит церемония открытия памятника. Я присутствовал на этом мероприятии, но тогда мы это воспринимали как фольклор – идут ребята в шляпах с перьями, какие-то флажки у них и т.д. На самом деле это было воздание почести костям, которые захоронили на том месте. На видео можно заметить, как генерал НАТО захлопал в ладоши еще до того, как была перерезана ленточка, захлопали и чиновники, отдали честь. В 2014-ом году это назвали «Памятником в честь братского сотрудничества русского и итальянского народов», хотя до этого объявляли, что это памятник десятилетию детского садика. Причем, если говорить о втором поводе, то это могли быть какие-то тематические фигурки, все, что угодно, связанное с детством, но не символ шляпы с пером. Также странно и при первой, и при второй тематике, что к постаменту возлагали цветы и венки. Разве требует это, например, тематика сотрудничества? Мы что его хороним? – прокомментировал Николай Савченко.
По поводу того, кого местные жители подозревают в сносе памятника, активист добавил, что всего по городу «гуляют» три версии. В первой россошанцы говорят о том, что сам Николай Савченко «кого-то нанял». Эту версию он опроверг, рассказав, что любые попытки демонтировать объект были основаны на законных действиях:
– Мы все время добивались этого законным путем – обследование постамента на предмет костей, возбуждение уголовного дела. Нам не выгодно такое вандальное отношение к памятнику.
Вторая версия, которую обсуждают люди, по словам Николая Савченко, заключается в том, что чиновники сами наняли военных:
– Если бы это сделали какие-то отчаянные патриоты, а там есть камеры и в городе сейчас введен «желтый» уровень террористической опасности, кто бы из них рискнул сесть в тюрьму таким способом. Значит это сделано, вероятно, с отмашки чиновников, чтобы у них не было этой головной боли. Возможно, до них дошли слухи, что мы обратились в полицию и следственный комитет.
По третьей версии снос осуществили военные:
– По разговорам людей, некоторые горожане разговаривали с военными, и в процессе диалога услышали эту историю о том, что в Россоши стоит такой памятник. Военные возмущались, и возможно это их инициатива.
Николай Савченко также рассказал, что по слухам шляпу, которая исчезла из сквера в ночь на 15 апреля, утопили в реке Дон. Также на месте нет никаких повреждений, однако остались следы от колес автомобиля. Сам активист предположил, что машина была небольшая, если учитывать, что плитка на территории не повреждена.
– В любом случае мы заинтересованы в расследовании по закону. Чтобы результаты расследования можно было предъявить итальянцам и избежать их обвинений в вандализме в наш адрес. Чтобы они признали за незаконное захоронение, которое сами сделали, и извинились за это. В сквере дышать стало легче, – подытожил активист.
Сейчас идет борьба за фиксацию доказательств, подтверждающих незаконное захоронение на месте постамента. Одним из них может выступить книга «Вернуться в Россошь. Операция «Улыбка», которую подготовили Лино Кьес, Себастьяно Фаверо и Чезаре Понкато. Официальный перевод книги предоставил редакции Николай Савченко. В работе неоднократно говорится о том, что на территории Россоши были найдены человеческие останки. В этой же книге представлено несколько фотографий, на которых запечатлены семь альпийских стрелков с костями в руках на месте строительства памятника.
Под сомнение попадает и тот факт, что администрация Россоши согласие на строительство памятного знака не давала. В изложенной истории поездки в Воронежскую область представителей Ассоциации альпийцев упоминается четвертое общее собрание россошанских волонтеров, которое состоялось в 2012 году. На мероприятии были на тот момент мэр Россоши Юрий Мишанков, председатель горсовета Эдуард Марков и профессор Алим Морозов. Последний активно помогал альпийцам в поисках останков. Кроме того, в книге приводится одна очень интересная цитата: «Глава районной администрации и мэр согласны в том, что для них выбор самого места братской могилы значения не имеет». То есть, в курсе был и глава района, на тот момент Владимир Гринев. После таких подробностей версия с уничтожением памятного знака местными чиновниками кажется наиболее реальной.
Между тем администрация Россоши на вопрос о том, кто причастен к сносу памятника ответила, что сейчас ведется расследование и сотрудники муниципалитета «не располагают такой информацией».
Фото взято из группы ВКонтакте «Подслушано. Россошь», предоставлено Николаем Савченко
Автор: Анастасия Борцова
Комментарии