Кошмарный сон воронежского
маршруточника
пока не сбылся

Кошмарный сон воронежского маршруточника пока не сбылся

Очередной проект безналичной оплаты проезда забуксовал в  преддверии выборов


 

И снова - фальстарт. Нынешним летом должен был  быть запущен проект по оплате проезда банковскими картами в воронежских автобусах и троллейбусах. Однако напрасно граждане готовили свои кредитки и  дебетовые карты перед входом в общественный транспорт. Проект  перенесли на конец 2016 года - об этом сообщили представители двух участников проекта – муниципального  «Воронежпассажиртранса» и черноземного Сбербанка.

Заход с козырной карты

Проект, на первый взгляд, неплох и технически  вполне осуществим. Как в Москве или, возьмем ближе, в Липецке, общественный транспорт на входе будет оборудован терминалами оплаты. Причем мы пойдем даже чуть дальше москвичей: пассажиры смогут выбирать не из двух, а из трех вариантов оплаты: наличными деньгами, бесконтактной картой либо обычной картой со считывающими устройствами (чипом и магнитной полосой). Более того, терминал примет не только «родную» сбербанковскую карту, но и карты других эмитентов.

И самое главное. Стоимость проезда при оплате картой планируют сделать ниже, чем при оплате наличными. Как предварительно обсуждали организаторы, после  ожидаемого повышения тарифа повышения до 17 рублей, безналичная  оплата останется на старом, 15-рублевом уровне.

Да забыли про овраги

Но вот тут инициаторы наткнулись на первый ухаб. Новый 17-рублевый тариф должен был быть  запущен нынешним летом, но его нет, и не надо долго гадать почему: выборы. Делать льготу на базе сегодняшнего 15-рублевого тарифа – далеко за пределами экономического смысла. Не делать льготу вообще – провалить затею. Не так просто заставить наших людей без материального стимула освоить что-то новое.

Ухаб номер два. Идея безналичной оплаты в Воронеже  прошла уже множество этапов. С 2010 года ее шумно обсуждали, а потенциальные участники рынка даже, помнится,  пытались делить шкуру неубитого медведя: кому заниматься программным обеспечением, кому собирать деньги и т.п.

В 2013-м  в правилах пассажирских перевозок даже появился пункт, предусматривающий безналичный расчет в маршрутках.

Но варианты все  еще обсуждались. Каков должен быть тип «единого проездного?  Может ли средством платежом служить  «электронный паспорт» гражданина?

«Лесник проснулся»

Но когда вместо разного рода малых предприятий  на этом поле решил поиграть Сбербанк,  решение как-то нашлось быстро. И это было самое выгодное и простое решение для Сбербанка. Терминалы – банковские, программы- банковские, расчеты- банковские. Хлопот для мэрии - минимум.

Между тем в Липецке с 2010 года эмитируют собственные муниципальные  транспортные карты, и они пользуются понятной популярностью: днем с их помощью на проезде можно сэкономить три рубля, а вечером – все шесть. Значит, карты  имеют  серьезный экономический потенциал.  И  к концу 2016  года, когда Воронеж  только начнет (если начнет) пилотные пробеги,  наши соседи планируют запустить  карты второго поколения.

Почему не учли успешный опыт, который у нас под боком?

Пароль? Проходи!

- В развитых странах,  как правило, не пользуются банковскими картами для проезда, а  продают  специальными проездными для оплаты проезда,- напомнил лидер регионального отделения  общественной организации "Город и транспорт" Андрей Фурсов. – Такая  система из-за своей массовости станет слабым звеном для разного рода  электронных мошенников.

Устройство будет работать без ввода пин-кода, если банк-производитель карты предусмотрел такую возможность, обещают авторы проекта. Но легко представить  картину в том случае если терминал все-таки  запросит пароль: толпа, затор, добрые слова  и десятки глаз,  способных этот пароль считать.

И трудно не согласиться с лидерами общественной организации, которые неоднократно утверждали: подобную  систему надо вводить повсеместно, иначе  она работать не будет.

Но такая система – это кошмарный сон воронежских перевозчиков и водителей. Ведь внедрить ее – значит оказаться под колпаком у налоговиков, чиновников и хозяев маршрута. И тогда будет открыта самая  глубокая тайна воронежских перевозчиков: какова истинная эффективность перевозок.

- По расчетам сообщества перевозчиков, себестоимость проезда  уже сейчас достигает 23 рублей, - поделился с нами наблюдениями  председатель постоянной комиссии гордумы по транспорту  Олег Черкасов.

Но  сами представители «сообщества» говорили о 23 рублях еще два года назад, когда  только обсуждался 15-рублевый тариф. При таких ножницах выгодно  только  с непрозрачными денежными потоками.  И можно не сомневаться, что водители будут делать все, чтобы люди платили наличкой – и терминалы у них будут ломаться, и камеры глючить.   

Мы  не пессимисты. Просто почему-то так и бывает у нас со всеми новшествами, которые чем-то мешают суровым воронежским водителям – будь то GPS или какие-нибудь электронные табло.

Но в данном случае основные риски лягут на Сбербанк.

Автор: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Миллионный город утром едет на работу, вечером с работы. расчет простой. Себестоимость 23 рубля это как средняя температура в больнице. Убрать дублирующие маршруты. Сделать большие остановки для пересадки. Срок действия оплаченного проезда не за поездку а на время, например час. Количество автобусов уменьшится, себестоимость снизится. Народ не будет боятся пересаживаться. Уменьшатся пробки.