Вступили в силу, а с 1 июля 2016 года начнут действовать изменения трудового законодательства, которые вводят требования к профессиональной подготовке работников. Другими словами, специалистов обяжут подтверждать свою квалификацию, а работодателей будут наказывать за приёмку на работу «людей с улицы», которые не имеют ни необходимого опыта, ни должного образования.
Изменения затрагивают многие сферы деятельности, в том числе компании, которые занимаются обслуживанием таких опасных устройств как лифты в многоквартирных домах. Недавний случай в Москве, где под ногами пассажирки лифта провалился пол (женщина погибла, сорвавшись в шахту), наглядно продемонстрировал, что в этой отрасли давно необходимо навести порядок, и обозначить хотя бы элементарные нормы и правила. Если Ростехнадзор периодически худо-бедно проверяет состояние лифтов, то за соответствием персонала лифтовых компаний квалификационным требованиям никто не следит. По сути, электромеханики по лифтам могут оказаться таковыми только в трудовом договоре, а на деле знаний в этой области не иметь.
Теперь квалификацию специалистов компаний, обслуживающих лифты, будут контролировать Центры по оценке квалификации (ЦОК). ЦОКи в свою очередь будут созданы в каждом регионе под надзором федеральных властей. Подобные центры уже организованы в Санкт-Петербурге, Казани и Воронеже.
- Лифт – это сложный механизм, который требует повышенного внимания. Вертикальным транспортом должны заниматься исключительно квалифицированные специалисты, которые смогут заметить возможную угрозу и оперативно устранить её, пока не случилось беды, - рассказал интернет-газете «Время Воронежа» директор воронежского ЦОКа Александр Никулин. – Профессиональные стандарты обязывают руководство лифтовых компаний внимательно подходить к выбору персонала, а экзамен покажет, кому на ответственных должностях делать нечего.
Проверка знаний для каждого лифтовика станет обязательной уже 1 июля этого года. Сотрудник, который провалит экзамен в ЦОКе, не сможет работать по данной специальности. Если такого «специалиста» все-таки оставят в компании, ее руководитель будет оштрафован. Должностным лицам придётся заплатить от одной до пяти тысяч рублей, а за повторное пренебрежение правилами – от 10 до 20 тысяч с дисквалификацией от года до трёх. Юридические лица раскошелятся в первый раз на 30 – 50 тысяч рублей, а во второй – на 50-70. Кроме того, в некоторых случаях по решению суда могут приостановить деятельность компании. А если, не дай Бог, произойдет несчастный случай и обнаружится не соответствие квалификации персонала, директор и главный инженер компании попадут под уголовную ответственность.
В Воронеже обслуживанием лифтов сегодня занимаются около 15 компаний. Профессиональных кадров, которые готовы работать за предлагаемую зарплату, по данным экспертов, не хватает.
- В 2013 году лифты перевели под технический регламент таможенного союза. В регламенте было прописано, что обслуживание устройств и монтаж должны проводиться квалифицированным персоналом, который прошёл обучение и имеет соответствующие навыки. Однако контроля не было. До введения профессиональных стандартов был правовой вакуум. Старые правила уже не действовали, а в новом техническом регламенте никаких законодательных актов по поводу аттестации персонала не было, - рассказал эксперт, представитель одной из лифтовых компаний Игорь Белокопытов. – Наконец пробел восполнили. Сейчас учебные учреждения определяют программы, по которым будут готовить персонал. Лифтовое сообщество России провело должную работу.
К слову, нововведение отразится и на работе управляющих компаний и ТСЖ, которые теперь получат ясные критерии выбора добросовестной лифтовой компании. Да и неравнодушные собственники квартир смогут требовать от своей управляющей организации заключения договора с подрядчиком, у которого в штате грамотный персонал, подтвердивший свою квалификацию официальным свидетельством.
К примеру, УК «Арка», заключив договор с лифтовиками, столкнулась с тем, что в кабинах лифтов отсутствовала диспетчерская связь, а аварийная служба дежурила не круглосуточно. Пришлось срочно искать другого подрядчика.
- При заключении договоров с организацией, обслуживающей лифты, любой грамотный директор УК обращает внимание на сертификаты компании и ее сотрудников, хоть такие документы есть далеко не у всех. После введения нового закона, найти добросовестного подрядчика станет намного проще, поскольку фирмы должны будут подтвердить квалификацию своих работников в обязательном порядке, - говорит директор УК Елена Говорухина.
Между тем, проблемы обслуживания лифтов часто поднимают общественники и депутаты. В особенности эта тема актуальная, когда речь идёт о старых многоэтажках. Непрофессиональное отношение к работе в этом случае может привести к серьёзным последствиям, в том числе, к гибели пассажиров.
- Любой сотрудник, который несёт ответственность за безопасность и эксплуатацию лифтов, должен иметь определённую квалификацию. Кабины не должны падать, потому что кто-то что-то не досмотрел или проводил работы, не имея на это права, - отметила депутат областной думы Татьяна Головачёва. – Показательным примером был последний случай в Москве. Если сотрудников заставят учиться – это будет абсолютно правильно с точки зрения здравого смысла.
Автор: Евгения Полухина