В большой информационной шумихе, предварявшей визит Владимира Путина в Японию, снова прозвучало слово «Воронеж». Комментаторы упоминают наш благородный город в связи с «пилотным проектом формирования комфортной городской среды и комплексной модернизации ЖКХ" с использованием японских технологий и инвестиций» - одним из заделов будущего сотрудничества двух стран.
Сэко - Абэ- Воронеж – Путин
Когда о загадочной инициативе японских архитекторов по созданию в Воронеже комфортной среды впервые сообщил на своем сайте Минстрой России, многие, и интернет- газета «Время Воронежа» в том числе, сочли эту информацию не слишком серьезной. Каких у нас только инвесторов не побывало с миллиардами в кармане – но реальный «выхлоп» от таких визитов - два- три процента. А тут приехали какие-то архитекторы и начали в творческом экстазе рассуждать чуть ли не о японских садах на площади Ленина.
Но нет, все серьезнее. В Воронеже состоялась научная конференция, потом российско-японский семинар, на котором коллеги упорно обсуждали проекты комфортной городской среды и "умных городов" Страны восходящего солнца.
Пока что это пока были все слова архитекторов и неких «советников» из японского минпромторга.
Среди комментаторов нашего сайта появились эксперты, связавшие этот странный интерес с месторождениями никеля. Ну, это вряд ли. На Дальнем Востоке полиметаллов куда больше, чем в нашей области.
В начале ноября в Москву приехал министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко и, с трудом выговаривая слово «Воронеж», назвал нашу безумную затею одним из 30 приоритетных проектов Японии в России. Почти все из этих проектов реализуются на Дальнем Востоке. Воронежские «Японские сады» упоминались отдельно: похоже, это пока крупнейший проект российской Европе.
«В Токио рассчитывают, что реализация предложенного Абэ плана экономического сотрудничества позволит обеспечить прогресс на переговорах по мирному соглашению», - написали тогда официальные комментаторы визита.
И вот цепочка окончательно выстроилась. Президент Путин– премьер Синдзо Абэ- сотрудничество– Воронеж -мирное соглашение. Ну, как-то так.
Логично и логистично
А почему, кстати, именно Воронеж? Этот выбор был искренним сюрпризом для воронежских архитекторов. Японская бизнес-миссия (считай, разведгруппа) с июля по сентябрь посетила несколько городов. Эксперты остановились не на богатой Казани, не на развитом Новосибирске, не на удобном для застройки Волгограде, а на Воронеже, у которого проблем – выше крыш, и все непреодолимые.
Мы взяли логистикой. Других объяснений нет.
Японцы до сих пор концентрировали свои инвестиционные инициативы на Дальнем Востоке. И им нужен был именно проект в европейской России, чтобы продемонстрировать не региональный, а самый что ни на есть российский масштаб и серьезность намерений. В Воронеж легко доехать и с севера, и с юга, и с Поволжья и с западных границ. Москвичи, мчащиеся на своих бешеных машинах в Сочи, будут останавливаться, чтобы посмотреть на «Японские сады на площади Ленина». Липчане и белгородцы будут ездить на экскурсии специально.
Это будет дорогой, но очень эффективный пиар японских достижений. Японцы еще не все знают о наших ветхих кварталах, о «раздербаненной» на клочки земле, о наших автопробках, которые уже превзошли московские, о вырубленных садах и лесах, о непробиваемости строительного лобби и амбициях местных архитекторов, которым могут и не понравиться японские штучки.
Но, возможно, задача сделать из всего этого конфетку и вдохновляет маленьких трудоголиков. Тем более, что за их спиной – огромные японские деньги, которые в Воронеже до сих пор не было шанса разворовать. Надо показать «было» и «стало», сделать Воронеж образцом и вывеской для дальнейшей эстетической колонизации России. От нас должна пойти мода на «все японское».
Это фантастично, но не менее того - логично.
С чем едят TOD
Ну, «Сады на площади» – это условное название – чтобы как-то обозначить эфемерную концепцию. Ни адресов, ни концепции проекта никто не знает – возможно, кроме двух-трех японцев.
На вышеупомянутом семинаре воронежцы с японскими коллегами обсуждали тему транзитно-ориентированного проектирования или TOD – его принципы вроде бы и будут реализованы в Воронеже. В градостроительстве этот термин означает подход к проектированию многофункциональных жилых или коммерческих зон, в которых обеспечен легкий доступ к общественному транспорту и привлекательность для транзитных пассажиров.
В стандартном варианте в центре транзитно-ориентированного проекта располагается железнодорожная станция, станция метрополитена, или крупная остановка городского транспорта. Центр окружён относительно плотной застройкой, по мере удаления от центра плотность застройки уменьшается. Транзитно-ориентированная застройка располагается на расстоянии в пределах от 400 до 800 метров от транзитных станций и остановок, то есть, в зоне пешеходной доступности.
Честно говоря, это мало что говорит воронежцу, который озабочен больше проблемой, куда пристроить машину в центре или наоборот- как уменьшить количество машин в центре.
Пример из японской практики запутает нас еще больше. Самым известным токийским TOD является станция Shibuya – здесь на многих уровнях объединены самый большой в мире перекресток, на котором зеленый свет включается одновременно на всех улицах; несколько станций метро, пригородных поездов и автобусных маршрутов, многофункциональные здания, торговые улицы, памятник собаке Хатико…
Памятник собаке мы, конечно, обеспечим, а остальное…
В департаменте архитектуры и строительной политики нам скупо сообщили, что «идут консультации в удаленном режиме» и «весной 2017-го, вероятно, состоится очередной семинар с участием японских коллег».
Но это неважно. Судьба воронежско-японских садов решается сейчас в Японии
Мечтать так мечтать
Большая, огромная надежда, что у японцев дойдут руки до наших убогих послевоенных двухэтажек. В 2016 году заканчивается действие программы реконструкции ветхих кварталов, и следует признать, что она с треском провалилась. Из 600 запланированных к сносу домов реально, по этой конкретной программе снесены не больше десятка зданий. Надо срочно заключать с японцами мирный договор, чтобы мы с их помощью преодолели наследие той войны. Ну а что –немцы помогали же нам строить эти бараки.
Есть еще подходящая площадка: Рабочий проспект, который стал уже символом дорожного позора Воронежа в трех эпохах. Широкая и довольно длинная улица с гордым названием «проспект», которая в ходе массовой застройки оказалась уже практически в центре города, дублер Транспортной, НИКОГДА не знала асфальта.
Вот где чистое поле для изощренной японской фантазии! Здесь и прямой выход к вокзалу, и аэропорту, к улице Шишкова и улице Ленина. Если потеснить частные лачуги, хватит места и на японские сады с лебедями и черепахами.
Кстати, есть и готовая дата начала строительства. Кабинеты министров России и Японии планируют объявить 2018 год годом культуры России и Японии.
Автор: Александр Саубанов
Фото ТАСС