В среду, 3 мая, на заседании координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при главе Воронежа обсуждался самый насущный для владельцев киосков вопрос – «О результатах переоценки договоров на размещение нестационарных торговых объектов». Вопрос этот был внесен в повестку дня по настоянию президента областной Торгово-промышленной палаты, уполномоченного по защите прав предпринимателей Юрия Гончарова.
Предполагалось, что заседание проведет сам глава города Александр Гусев, но председательствующим оказался его заместитель Алексей Антиликаторов, крайне непопулярный у значительной части мелких воронежских коммерсантов чиновник. С его именем связывают ликвидацию мини-рынков, принудительный демонтаж НТО, не вписавшихся в новую схему размещения, конфликт за право владения подземным переходом у цирка. В общем, очевидно, что именно вице-мэр Антиликаторов – пожалуй, единственный человек в администрации города, который уполномочен принимать ключевые решения, касающиеся малого предпринимательства, потому, наверное, логично, что мэр поручил ему провести это заседание.
Самого Александра Гусева, как известно, сейчас волнуют более серьезные проблемы, связанные с возбуждением уголовного дела по факту мошенничества с похищением муниципального имущества.
За час до начала Совета в сквере напротив мэрии начался пикет, организованный областным Объединением предпринимателей во главе с Татьяной Гончаровой. Не так давно она сама входила в этот координационный Совет, но потом ее оттуда исключили, как она считает, по распоряжению Алексея Антиликаторова. Пикетчики стояли с лозунгами, содержание которых сводилось к следующему: пусть мэр сокращает своих многочисленных чиновников, а не предпринимателей.
Что касается заседания, то Юрий Гончаров вкратце пересказал суть своего обращения, которое интернет-газета «Время Воронежа» приводила в публикации от 28 апреля. В адрес бизнес-омбудсмена приходит множество обращений от городских коммерсантов, которые жалуются на то, что с апреля администрация заставляет их платить за размещение киосков в два-три раза больше, чем раньше. Это происходит на фоне снижения покупательской способности населения и рентабельности мелкорозничной торговли. Соответственно, в среде предпринимателей растет социальная напряженность (тут можно было к месту упомянуть про пикет, но Юрий Гончаров делать этого не стал). Кроме того, увеличение платы логично приводит к росту цен на товары, что уже грозит ростом общей социальной напряженности.
Так Юрий Гончаров тактично дал понять руководителям администрации, что накануне кампании по выборам президента местным властям лучше избегать даже намека на возможную социальную напряженность.
К месту он вспомнил и недавний отчет губернатора Алексея Гордеева перед областной думой, в ходе которого глава области первоочередной задачей назвал создание комфортных условий для предпринимательской деятельности.
В общем, он предложил администрации создать согласительную комиссию и проанализировать целесообразность именно такого роста платы за размещение НТО.
Затем слово взял член ТПП и координационного Совета Илья Ерихонов:
- Президент поставил задачу – на долю малого бизнеса должно приходиться до 60% ВВП. Но у нас такое представить невозможно, потому что администрация рассматривает малый бизнес только как средство пополнения бюджета. А ведь речь идет о людях, которые нашли себе работу, ничего не просят у государства и оказывают населению услуги, в которых оно нуждается.
Илья Ерихонов почти мечтательно произнес, что, если бы администрация из бюджета компенсировала потери каждому разорившемуся по ее вине предпринимателю, то отношение к власти к коммерческому сословию было бы совершенно другим.
На это Алексей Антиликаторов отреагировал в присущем ему стиле: мол, если считать, кто кому больше должен, то он может на эту тему говорить очень долго, и Илье Ерихонову такой разговор не понравится.
Напомним, что этот диалог состоялся между людьми, которых недавно местная пресса обвиняла в коррупционном деянии: мол, Ерихонов купил Антиликаторову абонемент в элитный фитнес-клуб.
Заместитель главы города мог бы, наверное, построить свое выступление по-другому: объяснить, что других источников пополнения муниципальной казны уже почти не осталось, что в распоряжении города остается всего 10% от собранных здесь налогов, все остальное забирают область и федерация. Но он предпочел справедливость решения администрации подкрепить своими расчетами, отличающимися от тех, что представил Юрий Гончаров:
- По моим данным, в самом дорогом Центральном районе владелец киоска со смешанной, непродовольственной, группой товаров платил 2,4 тыс. рублей в квартал, теперь должен платить 3,2 тыс. У автосервиса плата выросла всего на 500 рублей в квартал. Разве это непосильное бремя? Думаю, что нет.
Президент ТПП от этого замечания отмахнулся:
- Мы о таком речь не ведем. А вот когда плата увеличивается кратно – другое дело. Это надо обсуждать.
Действительно, рост платы за киоски, торгующие продовольствием, составил более 200%, и именно это больше всего беспокоит бизнес-омбудсмена.
Вице-мэр на удивление легко согласился:
- Будем. Давайте создадим согласительную комиссию, будем анализировать индивидуально каждый случай сильного увеличения платы за размещения НТО.
Юрий Гончаров подчеркнул, что да - действительно надо рассматривать каждый отдельный случай и уточнил, что хорошо бы такую комиссию создать поскорее – в десятидневный срок. Вице-мэр и с этим не стал спорить.
После заседания Совета вице-мэр подошел к прессе:
- Должен напомнить, что переоценка не проводилась с 2011 года. И для увеличения платы достаточно одного только факта инфляции, не говоря уже об остальном. К тому же, 80% воронежских предпринимателей уже спокойно платят по-новому. Поэтому я не понимаю, откуда идет такая волна возмущения. Но если надо – будем вместе с ТПП разбираться с каждым случаем резкого увеличения платы.
Корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» уточнил: администрация действительно готова решать этот вопрос в индивидуальном порядке?
- Конечно, - горячо заверил вице-мэр, - но если вы имеете в виду коррупцию, то это исключено.
Как раз таки ее, родимую, корреспондент и имел в виду.
Когда корреспондент вышел из здания администрации, к нему от пикета кинулась Татьяна Гончарова:
- Что решили-то?
- Создать согласительную комиссию, решать размеры платы с каждым в индивидуальном порядке.
Показалось, что лидера Объединения предпринимателей это не очень вдохновило:
- Мы тут два часа стоим, а к нам так никто и не вышел, ничего не сказал.
Когда корреспондент сообщил, что по данным вице-мэра, 80% предпринимателей уже платят по новым расценкам, он сильно удивилась:
- С чего он это взял? У нас все отказываются платить по-новому.
Что ж, поле для индивидуальной работы у согласительной комиссии – огромное: в городе Воронеже более двух тысяч нестационарных торговых объектов.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии