Организаторы воронежского митинга в поддержку Алексея Навального просчитались. Думали, к ним на митинг придет 300 человек, а пришло около тысячи. Возможно, активисты не учли фактора погоды: погожим воскресным деньком многие просто прогуливались вблизи памятника Никитину и останавливались, привлеченные пестротой плакатов и эмоциональностью скандируемых лозунгов.
Эмоций хватало: в толпе собрались преимущественно студенты и старшеклассники без определенной партийной ориентации, но полные энергии и креатива, а на трибуну поднимались и казаки, и дальнобойщики, и даже националисты. Команда Навального сделала беспроигрышный ход. Темой митинговой акции было что? Не свержение власти, не изменение строя– а лишь скромное требование к премьеру Дмитрию Медведеву внятно объясниться по поводу разоблачений, прозвучавших в очередном ролике оппозиционера номер один. Ну, про кроссовки, яхты и виноградники и т.п.
В самом деле, Путин объяснился по поводу офшорной активности своего друга – и оппозиционная общественность в принципе была удовлетворена. Никто никого на митинги не позвал. А молчание Медведева дало Навальному чудный повод вывести людей на улицы.
А там, на площадях, горячие головы уже сами развили тему: вскоре зазвучало и «Путина долой» и «Даешь импичмент» и «Всех под суд!».
Более того, в самом начале на митинге в Воронеже раздались выкрики «Пойдем на площадь Ленина!» - что серьезно насторожило организаторов, активистов без определенных партийных опознавательных знаков. Они явно не хотели стать нарушителями закона в период формирования регионального штаба Навального.
Организаторы со знаками «У» и «О» прочитали собравшимся краткую инструкцию: мол, возможны провокации; если увидите гражданина в маске и с запрещенной символикой – зовите полицию.
Призывы к полиции не заставили себя долго ждать.Гражданин в камуфляжной куртке (в котором многие опознали активиста «Молодой Гвардии» Александра Каминского) развернул плакат, на котором был изображен ныне арестованный экс- губернатор Кировской области Никита Белых и его бывший помощник Алексей Навальный под надписью «Одна тюрьма – одна взятка». Видимо, намек на то, что коррупционер Белых и оппозиционер Навальный – одного поля ягоды.
Каминского дружно схватили под руки, кто-то кричал «Позор!», кто-то «Полицию!». Вежливые ребята в форме тут же оказались в эпицентре конфликта и без слов увели покрасневшего от возмущения Каминского
- За что? – спрашивал активист. - По какому закону?
Закон называется «От греха подальше». Каминский формально ничего не нарушил.
Зато собравшиеся охотно приветствовали и выступление «дедушки блоггера» Станислава Егорова, и рабочего Евгения Карпова с кроссовками на шее («посмотрите, какие кроссовки у Медведева и какие у меня!»).
Дальнобойщик Василий Панько готовился к выступлению против «Платона» и призвал собравшихся в понедельник поддержать «товарищей» гудками автомобилей и «искусственными пробками». Хотя в понедельник обычно и естественных пробок бывает достаточно, чтобы вызвать всеобщее раздражение.
Неожиданным было и участие в митинге группы казаков – впрочем, говорили они не о кроссовках и яхтах, а больше об упадке фермерского свиноводства и перспективах никеледобычи.
Участники митинга либералов, ратовавших за западный путь развития, приветствовали было даже представителей националистического сообщества. Когда те невинно спросили: «Вы русские люди?», раздалось почти всеобщее дружное «Да!». «Значит, мы все по, большому счету, националисты!» - радостно провозгласил оратор – но тут ему ответили лишь несколько растерянных голосов.
Чем дальше, тем больше каждый из выступавших пытался, что называется, свою копну молотить. Одним из немногих, пытавшихся вернуться к заявленной теме митинга, стал студент ВГУ Вадим Гордеев. Он запомнился собравшимся фамилией и краткостью своего выступления:
- Будете бороться с коррупцией? - спросил Гордеев сквозь писки и шумы постоянно глючившей аудиотехники.
- Будем! – дружно отвечали ему.
- Вообще-то я больше хотел рассказать, - уточнил Вадим для корреспондента интернет-газеты «Время Воронежа». Хотел сказать и о популизме Навального, и о несбыточности его экономической программы. Но я был не уверен, что после этого сойду с трибуны целым-невредимым.
Но в целом митинг прошел спокойно и законопослушно, если не считать несколько поврежденных кустов роз на газонах. Воронеж стал первым городом, согласовавшим антикоррупционный митинг - и этим власти, без сомнения, минимизировали риски экстремистских проявлений. Во многих городах, увы, были и аресты, и столкновения.
Поэтому организаторы, провозгласив множество филиппик в адрес верховной власти, сказали искреннее спасибо «воронежской администрации».
- Любо! – раздалось из казачьего «конца».
- Этих тоже – в отставку!- радостно провозгласили в студенческом секторе.
Молодежь лет 16-18 явно впервые была на митинге, и воздух митинговых страстей пришелся ей по вкусу.
Автор: Лев Рыбкин
Комментарии
ВВИ
1