Министерство образования и науки рекомендовало школам уделить больше внимания проблемам подросткового суицида. В регионы направили рекомендательные письма, в которых обозначены меры профилактики этого явления. Об этом сообщила газета «Известия».
Во-первых, школам советуют проводить ежегодный мониторинг для выявления детей, относящихся к группе риска. В частности, речь идёт об обнаружении случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, издевательства в подростковой среде, и трудных жизненных ситуаций, в которые попадают дети.
Во-вторых, специалисты министерства предлагают организовать курсы по подготовке подростков-волонтёров, которые будут распространять среди сверстников позитивные взгляды на жизнь. Другими словами, школьники-инструкторы будут своими силами вести пропаганду против суицида.
В-третьих, министерство рекомендовало использовать арома- и светотерапию для восстановления эмоционального равновесия несовершеннолетних.
В письме Миобрнауки отмечено, что в образовательных учреждениях остро стоит проблема нехватки психологов, социальных педагогов и детских сексологов. В школах, как правило, нет специалистов-суицидологов, которые могли бы помочь ребёнку после попытки парасуицида – причинения вреда здоровью без цели убить себя.
Кроме того, специалисты отмечают, что не удаётся наладить диалог между родителями, педагогами и детьми. Взрослые боятся обсуждать тему суицида, а также обращаться за помощью к профессиональным психологам.
Эксперты полагают, что на рост суицидальных мыслей у подростков влияет трудно ограничиваемый доступ детей к интернет-сайтам, которые содержат опасную информацию. Самоубийства романтизируются в интернете, в СМИ, в художественных произведениях, фильмах и так далее.
Отметим, по статистике, Россия является лидером среди стран Европы по подростковому суициду. Ежегодно 1,5 тысячи школьников сводят счёты с жизнью, а ещё четыре тысячи совершают попытку самоубийства.
В пресс-службе воронежской городской администрации интернет-газете «Время Воронежа» пояснили, что пока школы рекомендации от Минобрнауки не получили.
- В каждом образовательном учреждении Воронежа есть свой штатный психолог или социальный педагог, который работает с детьми, - отметили в пресс-службе мэрии.
К слову, проблема подросткового суицида периодически всплывает в воронежских СМИ. Напомним, в марте прошлого года местные журналисты сообщали о семикласснице, которая наглоталась таблеток из-за придирок учительницы. По версии мамы школьницы, педагог давила на девочку, требуя сдать деньги на нужды образовательного учреждения. Из-за материального положения семья не могла постоянно сдавать деньги.
Кроме того, в 2013 году 11-летний мальчик попытался повеситься из-за замечания учителя в школьном дневнике. После разговора с родителями по этому поводу мальчик решил свести счёты с жизнью.
Воронежский психолог-консультант Светлана Голдина:
Создание подростковых волонтёрских отрядов может помочь, если психологи возьмут на себя обязанности по расширению информационного поля у этих детей-добровольцев. С ними также необходимо заниматься, объяснять, как проводить агитацию против суицида.
Что касается социальных педагогов или школьных психологов, то это правильная мера. Однако одного-двух человек для такой работы недостаточно. Суицид – это асоциальное поведение, поэтому детей надо социализировать.
Должна быть создана психологическая группа для работы с подростками. С детьми надо разговаривать об их отношении к жизни, про ценность жизни и так далее. Одному психологу, конечно, это не по силам, ведь есть ещё много работы с документами, которая тоже необходима.
Подростковый суицид напрямую связан с отношениями взрослых и детей. Подросток – это человек, которому обязательно надо выражать протест. Поэтому школьников необходимо интегрировать в общение со взрослыми. Обязательно должны быть совместные семинары. Речь идёт не столько о родителях, сколько об учителях. На мой взгляд, противоборствующую обстановку между ребёнком и родителем нагнетают отчасти учителя.
С родителем у ребёнка отношения более-менее налажены, даже через протестное поведение. Но в любом случае, родитель не отвергнет ребёнка. Поэтому налаживать контакт надо с «другими» взрослыми. Подростков следует учить получать поддержку от других людей – учителей, сверстников. Необходимо проводить работу, чтобы учитель не был по «ту сторону баррикад». Он должен быть не человек-враг, а человек-поддержка.
Кроме того, ребёнок отличается от взрослого наличием ответственности. За несовершеннолетнего отвечает родитель. Именно из-за этого подросток и бастует. Он говорит обществу – «я сам готов за себя отвечать». На это взрослые, к сожалению, ехидно ухмыляются. На самом деле, возможно, какую-то часть ответственности передать ребёнку. Например, за то, как он учится, как за собой ухаживает, как относится к собственной жизни.
Первоначальные признаки того, что ребёнок нуждается в психологической помощи в его отчуждённости. Если подросток – изгой – то, вероятнее, у него есть и склонность к суициду. Психологи и социальные педагоги должны обращать внимание на наличие «униженности» человека или же его «грандиозности». Это отвергающие люди. Они не только общество отвергают, но и себя самого.
Автор: Евгения Полухина
Комментарии