Троллейбус в Воронеже будет жить хорошо. Но недолго. К такому выводу пришли журналисты , принявшие участие в круглом столе «Перспективы троллейбуса в Воронеже». Круглый стол, организованный реготделением МО «Город и транспорт» состоялся вчера, 14 июня в книжном клубе «Петровский». Кроме энтузиастов электротротранспорта ( довольно мощной общественной силы в городе), поддержанных «Веловоронежем», на круглый стол пришли представители транспортных департаментов города и области. Не первые лица, но вполне компетентные специалисты, сумевшие ответить на основные вопросы общественности.
Поводом для разговора стали тревожные сообщения о свертывании троллейбусной инфраструктуры в Москве и некоторых регионах, включая ближний Липецк, – и, как уже сообщала интернет-газета «Время Воронежа», это стало поводом, чтобы заподозрить и воронежские власти в коварных планах по «удушению» невыгодного горэлектротранспорта.
Но экономическая неэффективность троллейбуса – понятие относительное. Во время дискуссии прозвучали цифры: на 2200 единиц подвижного состава в Воронеже приходится всего 48 троллейбусов. Понятно, что чем меньше парк, тем больше затрат на единицу он требует. При этом муниципальные автобусы приносят 20 млн рублей выручки в месяц, а троллейбусы – 5 млн. Чтобы обеспечить развитие сектора, тариф на проезд в автобусе, по расчетам мэрии, должен составлять 27 рублей, троллейбус готов «довольствоваться» двадцаткой.
Тем не менее, именно троллейбус – первый в очереди на секвестирование. Кажется, оно уже началось.В связи с ремонтом водоканализационных объектов было временно прекращено движение троллейбусов 4-го маршрута. Ремонт закончился, а рейсы не возобновились.
- Лето - пассажиропоток упал, до осени нет смысла запускать «четверку», - пояснил заместитель руководителя управления транспорта мэрии Владимир Бухонов.
Но, как показывает опыт, подобные эксперименты чаще всего заканчиваются тем, что люди отвыкают от маршрута и пассажиропоток иссякает окончательно.
Кроме того, экономические проблемы, по слова Бухонова, в Воронеже усугубились кадровыми: учебный комбинат, который с советских времен готовил водителей троллейбусов, не стал возобновлять лицензию – из-за малого спроса на услугу.
Получается заколдованный круг: слишком малочисленный парк не обеспечивает притока водителей и пассажиров, нехватка пассажиров и водителей не дает развиваться парку.
Выход тут может быть один – в политическом решении развивать парк. И вроде бы такое решение есть: намечено приобрести, при поддержке регионального и федерального бюджетов, 15 новых машин и даже организовать новый маршрут на Машмет.
- Но у федералов, которые должны софинансировать обновление парка, могут возникнуть вопросы к мэрии, - сомневается лидер воронежского отделения «Города и транспорта» Андрей Фурсов. – Ведь единственный троллейбус, который закупили в городе, стоит с декабря прошлого года в парке: его не могут выпустить на линию из-за нехватки водителей. Кто будет оплачивать нам полтора десятка новых троллейбусов, когда мы и одному не можем дать ума?
Не меньшие сомнения вызывает и проект нового маршрута на Машмет: в «тучном» 2013 году в городской казне не нашлось 12 млн рублей на его реализацию – откуда они возьмутся сейчас, в кризисные времена?
- В этой ситуации могли бы помочь троллейбусы с автономным ходом – они способны часть маршрута преодолевать на собственных аккумуляторах, - добавил Фурсов. - Такие с успехом функционируют в некоторых городах страны. Но городские стратеги отрасли не видят выхода в такой технологии. Они не хотят вкладываться в промежуточные формы, они ждут радикальных технических решений.
Таким решением, скорее всего, рано или поздно, скорее всего, станет электробус – но пока это дело отдаленного будущего, а город задыхается в дымных пробках уже сейчас.
Да и не факт, что электробус заменит чадящие автобусы. Более вероятен уже знакомый нам сценарий: когда-то нам обещали, что на смену ликвидированному воронежскому трамваю придет монорельсовый транспорт.
И что же? Пришли исчадия дорожного ада – пассажирские «Газели».
Автор: Александр Саубанов
Комментарии
Алексей
maestro
Talagay