Теперь в Мемориальной зоне под Дубовкой покоятся останки 3132 человек, убитых в 1937-38 годах. Рядом, в той же земле, в ненайденных пока ямах лежат тела еще многих и многих сотен воронежцев. Да и не только воронежцев: пожилая женщина приехала сюда из Самары, потому что ее папа тоже был убит чекистами здесь.
Раскопки здесь ведутся с конца 1980-х годов. Был в этом деле перерыв, потом подключились областные власти, помогли деньгами и организацией, и процесс стал регулярным: летом поисковики ищут ямы, аккуратно поднимают останки, а 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, их захоранивают по сложившемуся обычаю – с речами, молитвами, залпами почетного караула.
Секретарь воронежской городской комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий Марина Валиулина, напомнила, с каким трудом в новые времена удалось вообще узнать, где и когда убивали людей: с 1922 года действовал правительственный циркуляр – тела расстрелянных не выдавать, место захоронения скрывать. И до сих пор циркуляр этот не отменен, о расстрельных ямах под Дубовкой узнали только от местных жителей, которые мальчишками случайно увидели, что там творится что-то неладное.
Еще Валиулина на церемонии произнесла важные слова для молодых людей, которых приехало немало: высшая власть спускала в регионы лимиты – сколько врагов народа у вас должно быть разоблачено, снизу отвечали: мы можем разоблачить больше. И разоблачали. И расстреливали. Или отправляли в лагеря. А со стороны, сказала Валиулина, могло показаться, что это какая-то чудовищная лотерея, в которой невозможно угадать, кому выпадет черный билет. Вот был план по сбору зерна и был план по уничтожению людей. И оба надо было перевыполнить.
Когда к новым могилам возлагали цветы, военный оркестр играл государственный гимн. Я на всякий случай уточнил у историка, профессора ВГУ Александра Акиньшина, не эта ли музыка была гимном СССР в 1937 году? Нет, сказал Александр Николаевич, тогда был «Интернационал». Потом мимо нас строем прошел почетный караул под «Прощание славянки».
Так и происходит: гимны меняются, а славянки прощаются и прощаются.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
1
Гость
1
1
1
1
cialis