Скандалы под крышей Воронежского оперного театра: нищенские зарплаты и многомиллионный «Дон Жуан»

Скандалы под крышей Воронежского оперного театра: нищенские зарплаты и многомиллионный «Дон Жуан»

Девять ведущих артистов написали коллективное заявление об увольнении, рассказав о несправедливости 


 

Почти неделю в воронежских культурных кругах обсуждают очередной скандал в Театре оперы и балета. Ведущие артисты пожаловались на действия недавно назначенного худрука Андрея Огиевского. Девять человек написали коллективное заявление на увольнение, так как не согласны с действиями нового руководства. Речь идёт как о творческих разногласиях, так и о материальных. В частности, дело касается перераспределения повышающих коэффициентов. На взгляд протестующих артистов, несправедливое.

В среду, 13 января, недовольные провели пресс-конференцию в обычной жилой квартире. Журналистам они пожаловались, что руководство  не позволило им принять гостей в здании театра.

Худрук Андрей Огиевский не заставил себя долго ждать. На следующий день он провёл свою конференцию, как и положено в кабинете, а не в квартире. На встречу, он пригласил ведущих артистов, тех, кто поддерживает его методы и увольняться не собирается. Оппозиционерам вход был запрещён. Однако в результате, мероприятие превратилось в очную ставку худрука с бастующими сотрудниками. В кабинет последние всё же прорвались.

Нежеланные гости покиньте помещение

Сотрудники театра заняли свои места ещё до прихода Огиевского. Одни сели за стол, поставив именные таблички, другие ютились в углу. Как позже выяснилось, последние гости не желанные.

  

- Тем, кого не приглашали, просьба удалиться, - вежливо попросил и. о директора театра Александр Арнаутов.

Но так называемые оппозиционеры уходить не пожелали. Они вспомнили как на днях, руководство выставило их в мороз на улицу, не разрешив общаться с журналистами местного телеканала в здании.

- Предлагаем нашему уважаемому руководству снабдить себя тёплой одеждой, повести себя порядочно, и выступить в аналогичных условиях, - отметили оппозиционеры. – Когда мы заходили сюда, заместитель директора стал возмущаться, что удалит нас силой. Но мы считаем, что имеем право здесь находиться.

В итоге Андрей Огиевский разрешил недовольным остаться, но исключительно на правах слушателей. Естественно, оппозиционеры впоследствии эмоций сдержать не смогли, встреча превратилась в спор.

Из-за болезни зарплата артиста уменьшается

  

 

- Любое групповое заявление об уходе – это такая же эфемерная вещь, как групповое заявление о приёме на работу, - объявил Андрей Огиевский. – Я хоть и музыкант, но как руководитель театра должен быть немного чиновником, пусть  это мне и претит. Я как чиновник вообще не должен реагировать на такие заявления. Было бы хоть одно персональное, тогда мы бы разбирались.

Формально, претензия ведущих артистов проста. После прихода нового руководителя пересмотрели распределение персональных повышающих коэффициентов (ППК). Для одних зарплата в конечном итоге стала больше, а другие теперь вынуждены довольствоваться голым окладом, который у артистов оперного  мизерный – 12-13 тысяч рублей.

- Все коэффициенты не от балды берутся. Существует методика начисления ППК, принятая и утверждённая. Коэффициент зависит от профессионального отношения к должностным обязанностям. Это не только творческие, но и другие моменты: опоздания, не приход, отказ от спектакля, количество спетых спектаклей в год  и так далее. Значительным фактором для повышения ППК является премия артиста на международном конкурсе,  - пояснил худрук.- До этого ППК не менялся практически год. Мы решили стать более демократичными, ситуации бывают разные, человек может заболеть, может уйти в декрет, то есть не работать. Поэтому теперь ППК будет изменяться раз в три месяца. Я считаю, что это справедливо и стимулирует сотрудников.

Артисты, которые с новым руководителем не ссорятся, заверили, что действительно, зарплата у них выросла, хотя до этого много лет была мизерной. Они пожаловались, что прежнее руководство оценивало коэффициент не по качеству исполнения, а исходя из личного отношения к сотрудникам. Оппозиционеры же отмечают, что подобным грешит и новый худрук. Огиевский, к слову, не стал отрицать, что качество исполнения определяют непосредственно художественный руководитель и директор единолично.

- Прозвучало требование создать комиссии. Мы решили провести открытую аттестацию оперной труппы, а затем и остальных сотрудников. Независимое жюри оценит квалификацию артистов, - пообещал худрук.

Правда, аттестация будет только в марте, а ППК распределили уже сейчас.

Под крышей бедного театра собралась «пятая колонна»

  

 

К слову, в группе недовольных были и артисты, ППК которых значительно вырос после перераспределения. В частности Людмила Солод и Светлана Дюдина, стали получать больше. Однако они всё равно намерены бороться с несправедливостью, которую видят в действиях руководства. Во-первых, за нечестно обделённых коллег обидно, во-вторых, и самим страшно рано или поздно оказаться в подобной ситуации. Ведь прямое отношение к ППК, как оказалось, имеет количество больничных. Заболеешь и зарплата сразу превратиться в копейки. К примеру, Дмитрий Башкиров, сыгравший более 40 спектаклей за год, несколько раз болел. Теперь его ППК снизился до нуля – остался он на голом окладе. Но, по словам Огиевского, коэффициент рассчитывается исходя из «совокупности факторов». При этом у многих артистов, которые сидели за столом с именными табличками, в год не набралось и 20 спектаклей.

- Да, я понимаю, что написать общее заявление на увольнение – это нонсенс, но другого выхода привлечь внимание департамента культуры не было. Мы приходили в кабинет Огиевского, разговаривали с ним. Нам было сказано – «я руководитель, я решаю». Именно против этого мы и выступили.

В итоге в перепалке речь зашла и о том, у кого какой голос, и о том, кто, сколько болеет и так далее. Якобы и роли распределяются не по голосовым данным, а по внешним. И сам худрук подтвердил, что современные технологии требуют, чтобы артист был не только талантлив, но и красив, ярок. Но и качество исполнения, естественно, играет важную роль. Впрочем, всё это демагогия, а денег в театре, как не было, так и нет. 

Претензий много, а предложений практически нет. Старожилы театра обвинили протестующих в меркантильности. К примеру, известный оперный певец Александр Назаров, известный консерватизмом в своих суждениях, заявил, что о высоком надо думать, чуть ли не о поднятии всей России, а не о деньгах и ППК.

Впрочем, тот пресловутый ППК, как выяснилось, был лишь предлогом для того, чтобы привлечь внимание к бедственному положению театра. Протестующие не стали бы возмущаться, потеряв несчастную прибавку в тысячу с небольшим рублей, если бы не ряд других факторов. С этим, между тем, согласили все артисты, даже те, кто сидел с табличкой. По их словам, всегда так было: и при старом руководстве и при новом. Но из-за зарплаты более подходящей уборщицы и ущемления театра в целом, готовы бастовать не все. Те, кто выступил, в итоге превратились во врагов и предателей.

  

- Нас называют пятой колонной. Мы только привлекли внимание к проблеме, а нас теперь обвиняют. Я 20 лет работаю в театре за нищенскую зарплату, а меня предателем обозвали, - возмутился Дмитрий Башкиров.

Дорогой Дон Жуан

Ещё одним камнем преткновения стала опера «Дон Жуан», которую представят публике 8 марта. Её ставит режиссёр Камерного театра Михаил Бычков. Естественно, не всем артистам драматический режиссёр в опере пришёлся по вкусу. Были и те, кто нескончаемо рад работать с Бычковым, и те, кто считает, что в опере он не нужен. На деле же проблема не в режиссёре, а в стоимости спектакля. Там, где Бычков, всё делается с размахом. Декорации заказали в Москве, костюмы шьют там же – на Мосфильме. Премьера в итоге обошлась бедному театру с нищими сотрудниками в 10 миллионов рублей.

Конечно, в опере задействованы не все артисты. Многие остались не удел. Да и из числа занятых нашлись те, кто считает, что каким бы хорошим не был «Дон Жуан», есть у оперного в запасе и другие спектакли, которые раньше с успехом показывали, а сейчас восстановить не могут.  Дело в том, что костюмы и декорации износились, требуют либо замены, либо ремонта. А денег на это у театра нет, зато есть на «Дон Жуана».

- Мы не говорим, что «Дон Жуан» плохой. Мы говорим, что есть много других спектаклей, которые могли бы идти в театре. Мы спрашиваем, почему декорации на этот спектакль делаются именно в Москве? – возмутился артист Уриэль Гранат.

Андрей Огиевский же усмотрел в «Дон Жуане» тот самый локомотив, который вытащит театр из нищеты. Если премьера пройдёт удачно, что у оперного появится моральное право подавать заявку на президентский грант. Сейчас такого права, по его мнению, нет. Да и потухшие из-за декораций спектакли он пообещал восстановить – со временем.

Что касается заработной платы, то худрук уверен, что в современной действительности театр – это производство. Надо сначала представить продукт, а уже потом требовать от департамента увеличение зарплатного фонда. «Дон Жуан» и есть тот самый «продукт», на которого делаются ставки.

«Незаменимых нет»

Как будут дальше развиваться события в непростой закулисной сцене, сказать трудно. Андрей Огиевский не смог дать чёткого ответа на трижды заданный вопрос о выходе из положения и погашении конфликта.

- Я не с кем не конфликтую, - ответил худрук.

Не беда, что артисты считают по-другому. Всё это напускное. Так или иначе, артистизм в них победит и они успокоятся. А недовольные есть и будут всегда. В случае с оперным театром это каждый раз одни и те же фамилии. Огиевский заверил, что увольнять никого не собирается, но если же сотрудники примут решение уйти самостоятельно, то, как бы это печально не звучало, «незаменимых нет». Как раз подросло новое поколение талантливых выпускников ВГАИ.

Автор: Евгения Полухина

 

 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Огиевский - это "васька", который имеет связи в верхах и получил свое тепленькое место явно не за личные достижения!!! Бюджет "Дон Жуана" 10 миллионов, за эти деньги можно было бы отремонтировать театр, который просто в ужасном состоянии, а так все разойдется по карманам.Здесь замешаны люди куда повыше залетного Огиевского. А Вы пойдете на Дон Жуана, который будет на итальянском языке??? Я хожу на оперы.ю когда поют на итальянском наполняемость зала от 50 до 100 человек!! Это что локомотив который потащит театр??? Огиевский ВОН !!!
Между прочим опера будет, как и положено во всех уважающих себя театрах мира, на языке оригинала и с бегущей строкой-переводом! А театр на 10 миллионов все равно не отремонтировать!
Назаров- хамелеон,за бабки перекрасился
5-7 тысяч рублей в месяц для профессионального солиста в ВГТОБ - это 5 - 7 часов работы уборщицы в развитых странах...все познается в сравнении....а "свободный артист" в России со времен Антона Рубинштейна и даже в СССР, всегда заботился о своей репутации и авторитете, а не о штампе "персональных повышающих коэффициентов и присвоении квалификационных категорий" - "талант аршином не измеришь " и таланту необходима свобода мысли и передвижения... нищие позволить себе такого удовольствия не могут...ими легче управлять, не правда ли?
"Васьками"можно назвать всех назначенных свыше руководителей!а разве бывают другие?Прежде чем назначить подыскивают человека,который будет проводить нужную"политику" и это нормально!В чём криминал?Чем Огиевский меньшинству не угодил?Премию урезал?но не себе в карман,а большинству распределил?Что не так?Ремонт театра не успел сделать?Или с выбором оперы для постановки ошибся..не спросил Солод,Башкирова и не поющего от слова совсем Иванова?В этом собака зарыта?Журналюги на говно слетелись?Какой нормально думающий может на это повестись?
...В Павловском районе полностью уволился весь штат Гаврильского сельского Дома культуры... http://vestivrn.ru/novosti/v-sele-voronezhskoy-oblasti-dom-kulturyi-ostalsya-bez-sotrudnikov_2016-1-22_20-15