Воронеж. Искушение свободой

Воронеж. Искушение свободой

За 25 лет в России все поменялось и ничего не изменилось

В эти дни страна отмечает странный праздник – 25-летие попытки государственного переворота. Собственно, слово «попытка» - не совсем верное. Потому что после тех событий в государстве, действительно, перевернулось многое. Главное – перевернулось сознание людей: на какое-то время многие поняли, что их судьба зависит только от них. Другое дело, что через несколько лет те же люди устали полагаться на себя и легко отдали свою судьбу в чужие руки.

Но мне никогда не забыть площадь Ленина, на которую вечером 19 августа 1991 года вышли десятки тысяч людей, не желавших больше бояться того, чего в нашей стране боялись всегда – власти.

Кто они были – люди, вышедшие тогда на площадь. По моим впечатлениям – рабочие и интеллигенция. Воронеж ведь был в ту пору промышленным и университетским городом. Эти люди и определяли его лицо. Теперь лицо города как будто переменилось.

После путча мне, в силу репортерских обязанностей, довелось наблюдать попытки других переворотов – меньшего масштаба: в университете, областном спорткомитете и на одном из воронежских заводов люди пытались сместить надоевшую им власть. Удалось им это только на заводе. Теперь этого предприятия не существует.

Тот опыт был по-своему любопытным. Я был очарован свободой, мне нравилась смелость, с которой выступали против грозных начальников простые люди, как они преодолевали свой страх.

При всем при том, коробило хамство «бунтовщиков». Тогда я думал, что это издержки внезапно наставшей свободы. И только со временем понял, что хамство к свободе никакого отношения не имеет, что хамство – это храбрость холопа, раба.

Но для этого понимания понадобилось прожить жизнь. Увидеть, как с таким трудом давшаяся свобода была разменяна, будто крупная купюра – на мелочь, а мелочь эта разошлась по карманам.

Но свободу в кармане не унесешь. Она даже в сердце не помещается. Храм свободы – это сознание.

А нам оказалось милее коллективное и бессознательное. Потому жить своим умом – слишком тяжело.

 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Худшее хамство - презрение к народу. Складывается впечатление, что тогда, на площади, автор и был самым главным хамом.
Честно говоря, совсем не понятно ваше мнение - чем оно вызвано? Мне показалось, что автор написал честно и свое отношение выразил емко и внятно. При чем тут "самый главный хам"? И еще: разве хамство бывает лучшим и худшим? На мой взгляд (и к сожалению), страх и раболепие у нас в крови, а риск, смелость, храбрость и геройство народа характерны, когда Отчизна в опасности от внешнего врага. А внутреннего - перетерпим...
А зачем жить своим умом? Какие-то там ТОСы, ТСЖ... Проще написать Путину, чтобы во дворе дыры в дороге залатали. И ведь залатают-то - главное, успеть аккурат перед выборами. А ТОС деньги то ли найдет, то ли нет.