Вадим Кстенин – первый мэр областного центра, который занял этот пост в результате конкурса – ответил на вопросы интернет-газеты «Время Воронежа».
– Вы намерены производить кадровые изменения на ключевых постах – заместителей, руководителей управлений, глав управ? И, если вам не сложно, поясните мотивы, по которым бывший начальник УФСИН Сергей Латынин был назначен руководителем транспортного управления?
– Мотивы очень просты. Я считаю, что человек имеет достаточный уровень компетенции для того, чтобы навести порядок в транспортной сфере. Порядок этот будет заключаться в том, чтобы реализовать те замыслы, которые начинались при Александре Гусеве. Есть четкое понимание, как должна выглядеть транспортная сфера, есть четкое понимание, что реализация некоторых проектов в значительной мере хромала. Нужна дисциплина, нужны, возможно, где-то волевые качества руководителя и, соответственно, необходимо формировать профессиональную команду транспортников. Вот, собственно, таковы мотивы.
А что касается администрации в целом, я думаю, ближайшие два-три месяца многое покажут. Вы сами понимаете, что руководители все разные и профессиональные ожидания у всех разные. Совершенно не хотел бы говорить о том, что здесь собраны люди, которые не являются профессионалами или как-то не так работают, но все должны понимать, что у каждого человека есть свое видение развития ситуации. Я думаю, что кадровые изменения здесь возможны.
– Вы работали в правительстве области, затем в администрации города. Взгляд на положение дел в Воронеже и пути решения проблем меняется от перемены места наблюдения?
– Знаете, я обману вас, если скажу, что пришел из правительства области и ничего нового для себя не открыл. Нет. Когда я начал работать в городском хозяйстве, даже представить себе не мог, что здесь столько много серьезных и глубинных проблем системного свойства. И решать, соответственно, все эти проблемы тоже надо системно. Здесь с кондачка ничего не сделаешь, потому что если есть проблема, то она обязательно многоуровневая, требующая очень серьезного межведомственного взаимодействия и очень серьезных поисков ресурсов для решения. Поэтому, безусловно, моя работа в органах местного самоуправления дала мне очень серьезное понимание ряда механизмов, которые необходимо включать или же, наоборот, выключать.
Я бы каждому человеку, работающему в правительстве любого субъекта Федерации, порекомендовал бы для начала поработать «на земле», в муниципалитете, точно так же, как сотруднику любого министерства федерального порекомендовал бы поработать в региональном правительстве.
Опыт – неоценимый. Только когда ты пройдешь все ступеньки работы, только тогда у тебя сложится целостная картина. Тогда ты научишься правильно расставлять приоритеты, тогда ты начнешь отделять зерна от плевел, тогда ты будешь знать механизмы, которые действуют фактически на нашу систему управления.
– Вадим Юрьевич, последние годы в распоряжение муниципалитета оставалось 9-13% от собранных здесь средств налоговых. Какие вы видите пути для изменения ситуации?
– Я бы сначала повел бы речь о неналоговых доходах – там у нас есть достаточно резервов. Но, конечно, и по части налогов резервов хватает.
Возьмем, например, земельный налог. УФНС, как оператор, соответственно, его начисляет, собирает. И есть ФРС – Росреестр. И часто базы данных ФРС по земле, по кадастру, по площадям не соответствуют базам данных налоговой инспекции. Я намерен в ближайшее время в эту проблематику погрузиться, но по опыту других субъектов, крупных городов, в том числе Москвы, знаю, что там, где произвели такие сверки двух баз данных, до 15% начисления налогов увеличиваются только из-за того, что налоговая база данных не соответствует базе данных ФРС. И также по неналоговым платежам, безусловно, есть огромное поле для деятельности.
– Имеете в виду приватизацию имущества?
– Я имею в виду, что необходимо в срочном порядке наладить работу по сбору той задолженности, которая сложилась по неналоговым платежам: аренда земельных участков, аренда имущества и так далее. Еще я намерен в ближайшее время обратиться в правительство Воронежской области с предложением, чтобы доходы от некоторых видов деятельности все-таки были возвращены муниципалитету.
– Какие именно?
– Доходы от наружной рекламы, в первую очередь. И еще у города должна быть возможность распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена. Такие переговоры уже идут, есть понимание наших проблем на уровне правительства, я надеюсь, что по срокам принятия решений мы должны будем более детально этот вопрос проработать. Думаю, при встрече с Александром Гусевым мы этот вопрос взаимно проработаем.
Но это только верхушка айсберга, необходимо будет провести полную инвентаризацию налоговых и неналоговых доходов. Я не зря на заседании городской думы призвал депутатов активно включиться в эту работу, потому что одному (да даже и с маленькой командой в два-три человека) очень сложно серьезные вещи предложить. Поэтому постараюсь включить все необходимые комиссии городской думы по разработке механизма пополнения бюджета.
– Вам кажется, что у депутатов городской думы есть потенциал для такой работы?
– Они настолько все разноплановые люди, настолько разный уровень квалификации и настолько разный опыт жизненный, что я думаю – там обязательно найдутся люди, которые очень дельные советы могут дать, подсказать, где, в каких направлениях надо более интенсивно работать.
– Вадим Юрьевич, про Воронеж часто можно услышать, что это город кланов. Или по-другому – групп влияния. Каким вам представляется расклад политических и экономических сил?
– Знаете, это какие-то весьма условные вещи. Читал, что меня самого к какому-то клану приписали, которого я никак не ощущаю. Но при этом всем продолжают настойчиво писать — клан. Ну, нету клана этого никакого, я его не вижу. Другое дело, что, да, есть взаимоотношения между крупными строителями, еще какими-то людьми. Но те же строители просто общаются друг с другом в рамках корпоративного сектора. Клан коммунальщиков — вообще такого клана не знаю. Если клан может состоять из одного дона Корлеоне, то что это за клан?
– Ясно. А опыт каких ваших предшественников может быть вами востребован? Очень много их было — и Александр Цапин, и Александр Ковалев, и Борис Скрынников, и Сергей Колиух, и Александр Гусев, и даже немного Геннадий Чернушкин.
– Все люди очень достойные, и все они в разное время попадали на это поприще. Каждый год, я уже не говорю пятилетку, условия меняются. Какие-то личные качества каждого из этих людей я, безусловно, могу оценить, очень много полезных каких-то и правильных вещей, которые в характере того или иного человека присутствуют, для себя почерпнуть. У некоторых — харизма, у некоторых — порядочность… Но каждый из нас находится в совершенно разной экономической, политической и иной ситуации. Плюс все мы действуем в русле федеральных трендов, а вы, наверное, тоже заметили, что в последнее время векторы федеральных трендов меняются?
– Заметил.
– Задаются новые задачи, устанавливаются новые критерии. Думаю, каждый из тех, кто работал здесь прежде, находился в своих особых условиях, и приоритеты расставлял исходя из тех требований времени, которые в тот момент были. У нас сегодня свои требования. И я понимаю, чем должен заниматься.
– Можете прояснить ваше отношение к истории с землями яблоневого сада, которые пыталась застроить компания «Выбор», но потом вмешались правоохранительные органы, и теперь ситуация рассматривается в судах?
– Я до сих пор глубоко не вникал во всю эту историю. Пусть работают судебная и правоохранительная системы. Думаю, что мне бессмысленно сейчас глубоко изучать эту ситуацию, потому что все необходимые оценки в ближайшее время будут даны соответствующими структурами.
– Вас кто-нибудь отговаривал от участия в конкурсе на пост мэра – семья, друзья, коллеги?
– На определенном этапе жизненного развития каждый человек, наверно, понимает, насколько развиты его профессиональные компетенции, и принимает какое-то решение о своей дальнейшей стратегии и жизненной линии, своем развитии. В какой-то этап времени, наверное, я понял сам для себя, в первую очередь, что уже созрел для того, чтобы стать самостоятельным руководителем и не пытаться играть какие-то вторые роли. Хотя, безусловно, работа с Александром Гусевым в команде мне тоже очень сильно импонировала. И если бы Александру Викторовичу не предложили исполнять обязанности губернатора, лично я приложил бы максимум усилий (если бы от меня вообще что-то зависело), чтобы Александр Викторович продолжил бы работу на посту главы города. Потому что четыре-пять лет все-таки срок не показательный. Еще Алексей Гордеев говорил, что срок, после которого можно делать выводы о работе руководителя — это 8-10 лет.
– Ваша программа, рассчитанная на пять лет, – опубликована и всем доступна. А вот если мерить короткими сроками, – какие перемены, достигнутые через год, вы посчитаете своим успехом?
– Не знаю, через год или через два, но думаю, больше времени для этого не понадобится, самым большим своим успехом я буду считать запуск проекта строительства легкорельсового транспорта в Воронеже. Это очень амбициозная цель и задача. Если я ее достигну, то буду считать своим самым большим успехом. Для Воронежа это будет перемена участи, появится принципиально иной вектор развития всего города. Что касается менее амбициозных, глобальных планов, то считаю, если через год — через два мне удастся кардинальным образом заложить базовые принципы под изменение ситуации в городском пассажирском транспорте, это будет тоже очень большим достижением. Может, за год-за два я не успею выстроить систему городского пассажирского транспорта в том виде, в котором я себе ее представляю, в том виде, в котором я наблюдаю систему в развитых европейских городах и даже в некоторых российских городах – слишком уж там глубинные проблемы и сложности. И решать их мне предстоит поэтапно и системно. И естественно, параллельно вести полноценное развитие улично-дорожной сети. Это то, что сегодня мешает нашему городу жить, вздохнуть свободно, это именно то, что сегодня очень сильно раздражает наших людей.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии