Елена Перегудова : «Потребители госуслуг Воронежской области поставили нам оценку 4,4 балла»

Елена Перегудова : «Потребители госуслуг Воронежской области поставили нам оценку 4,4 балла»

Глава регионального управления Росреестра  пояснила, почему парк «Танаис» вдруг «подорожал» в 30 раз


 

Впервые за 18 лет существования системы госрегистрации прав на недвижимое имущество управление Росреестра по Воронежской области  отметило  снижение обращений по предоставлению этой услуги.  Но, с точки зрения руководителя управления Елены ПЕРГУДОВОЙ, этот  факт не свидетельствует о каком-то серьезном сбое или  грядущей экономической катастрофе:

- Действительно, госрегистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - основная услуга Росреестра - является одним из важных индикаторов экономического состояния региона. Показатель растет – значит, больше строится жилья, активно работает рынок недвижимости, граждане инвестируют деньги в землю и недвижимость.

 В последнее пять лет рост обращений по предоставлению этой услуги достигал  в среднем от 3 до 5 % в год. А в этом году впервые отметили снижение количества зарегистрированных прав,  хотя и небольшое – на 4,7%  по сравнению с прошлым годом. За 2015 год к нам поступило  529 199 заявлений.

Самое большое снижение показателей  отмечается в сфере  долевого строительства. Количество зарегистрированных договоров долевого участия в строительстве, прежде всего в отношении жилья по отношению к 2014 году снизилось почти на 40%.

Это падение во многом относительно. В конце  2014-го  наблюдался  всплеск спроса на  недвижимость, а в 2015-м инвестиционного ажиотажа  уже не было.

Регистратор может и сообщить «куда следует»

- Дачная амнистия тоже на спаде?

- Нет, госрегистрация в упрощенном порядке  показала традиционный рост -  на 14%. Но абсолютные показатели небольшие -  порядка 27 тыс. зарегистрированных прав в 2015 году.

Есть и отказы по таким обращениям – они  в основном связаны с  отсутствием у заявителя   необходимых документов либо непониманием, что заявленная ситуация и представленные документы не регулируются положениями закона о «дачной амнистии».

 Часто в рамках приема звучит ходатайство: не отказывайте нам в регистрации! Но ведь отказ - это решение, которое государственный регистратор обязан принять в установленных законом случаях. Такое решение всегда мотивировано. К примеру, недавно вынесен отказ: имущество заявителя арестовано: два ареста - в рамках уголовного дела и два – в рамках  заявленных гражданских исков. В такой ситуации зарегистрировать переход права на недвижимость невозможно, да и подавать заявку – нельзя.

- Число отказов в целом тоже  растет?

- Незначительно. В том числе в прошедшем году - из-за такой напасти, как  поддельные документы.  В 2015 году был выявлен ряд  случаев предоставления на регистрацию поддельных документов. В основном это свидетельства о праве собственности на землю - старые, так называемые "розовые" или "серые".

Хочу сообщить, что сегодня подделку выявить несложно. В Управлении  создана база данных, где в электронном виде хранятся вторые экземпляры таких свидетельств, выданные уполномоченными органами в разные годы и данные из них. Государственный регистратор сверяет информацию и при выявлении подделок  сообщает в правоохранительные органы.

Зафиксированы  также два случая подделки договоров поручительства банк, выявленные в порядке межведомственного взаимодействия  были сделаны запросы в банки. Банки заключение подобных договоров не подтвердили. Информация   так же была направлена в правоохранительные органы.

Госрегистраторы на стройплощадках

- В прошлый кризис  рынки выстояли благодаря государственной поддержке. Насколько сегодня существенен этот фактор?
- Сегодня, приобретая квартиру, воронежцы чаще сочетают ипотечный кредит с участием в различных  программах  господдержки.  Ни одну программу не секвестировали в связи с кризисом. Тем не  менее, количество регистрационных действий по ипотеке, прежде всего в отношении жилых помещений -  на 18%. Сказалось ужесточение требований банков к заемщикам – что всегда  наблюдается в кризисные времена. Еще более сильными факторами снижения спроса стал рост ставок по ипотечному кредиту -  с 10-12% до 14%-15.

Работа с застройщиками в 2015 году  была нашим  приоритетным направлением.  Мы сократили сроки госрегистрации, организовали круглые столы для застройщиков, приглашали банки, страховые организации, даже выезжали на строительные площадки  чтобы непосредственно пообщаться с застройщиками и участниками долевого строительства.

- Застройщики жалуются, что каждый год начинается с новшеств, которые серьезно  портят им жизнь –  вводятся жесткие нормативы, учреждаются страховые фонды, прописываются страховые услуги и т.д.
- Основная проблема, с которой столкнулись застройщики в прошлом году, – обязательное страхование гражданской ответственности. Закон объективно направлен на защиту интересов дольщиков, которых могут подвести недобросовестные строители. Но проблема в том, что долгое время  многие страховщики просто не решались выйти на потенциально привлекательный, но совершенно незнакомый рынок. 

Кроме того, законодательство предъявляет серьезные требования к финансовой состоятельности страховых компаний. С 1 октября на сайте Центробанка размещен в открытом доступе список организаций, которые могут осуществлять страхование.   Список небольшой  и не закрытый. Только с организациями, указанными в опубликованном списке застройщики могут заключать договора страхования. Но необходимо иметь ввиду, что не все страховые организации  из этого списка   готовы работать с «долевкой».

Тонны бумаг – в террабайты цифр
- В общей сложности  вашим  специалистам приходится обрабатывать  порядка миллиона – или даже миллионов - документов. Как удается  физически управлять таким валом бумаг?

- 2015 год стал ключевым в  деле перехода к электронному документообороту. В прошлом году в 62% случаев информация запрашивалась и предоставлялась в электронном виде – а это самая объемная государственная услуга Росреестра.

И уже летом 2015-го мы начали принимать  в цифровом формате и  документы на государственную регистрацию прав. К концу года принято немногим более 400 пакетов - в основном это заявления и документы крупных  правообладателей, давно и умело пользующихся электронной подписью и электронным документооборотом. Но  удобства услуги потребители моментально оценили. Их представители  не приходят в офис приема, не ходят к нотариусу или на почту - все общение осуществляется  исключительно в электронном виде. 

Более того при обращении через портал Росреестра снижена сумма государственной пошлины, сокращены сроки регистрации.

70% -  одного окна

- МФЦ и Росреестр.  Что дала программа партнерства  и  какие проблемы пришлось решать?
- Система  МФЦ на территории Воронежской области в прошлом году завершила  свое формирование. В каждом административном районе сегодня есть офисы приема документов МФЦ, работающие под логотипом «Мои документы»,   плюс удаленные рабочие места в различных сельских поселениях. Все четыре основные государственные услуги Росреестра предоставляются в МФЦ с 2012 года, и на сегодняшний день эта доля составляет более 55% . Задача 2016-го  - увеличение доли услуг Росреестра, предоставляемых в МФЦ по принципу «одного окна» до 70%.  При этом,  в 2016 году в регионе планируется закрыть все офисы приема филиала ФГБУ  «ФКП Росреестра» по Воронежской области.

-  Останется только МФЦ?
- Да. Если кому – то интересно, то сообщу, что разработан план - график закрытия офисов, он согласован и утвержден решением комиссии по повышению качества и доступности государственных услуг на территории Воронежской области.

И еще. В августе 2015 были объединены 34 базы данных города и районов одну, что позволило в полном объеме обеспечить принцип «экстерриториальности». На сегодняшний день в любом пункте приема МФЦ на территории Воронежской области можно подать документы на регистрацию прав.

Стоит отметить, что новыми возможностями  попытались воспользоваться  некоторые риэлторы или правообладатели, по заявлениям которых ранее был вынесен отказ  в регистрации – и они решили они «попытать счастья» в других районах. Напрасный труд:  в Едином государственном реестра прав содержится информация о каждом принятом по заявлению решении

На пути к потребительской «пятерке»

 - Насколько все эти процессы – реорганизации и « электронизации» - помогают  региональному бизнесу?

- Воронежская область заняла 14 место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в прошлом году. Губернатор поставил задачу войти в десятку лучших регионов. Наш вклад в инвестиционную привлекательность региона  - предоставление услуг в электронном виде,  сокращение сроков регистрации  и  повышение эффективности процедур.

Общий срок  государственной регистрации  в настоящее время составляет по закону 10 рабочих дней, по ряду заявлений приказом управления снижен до 7 дней  и меньше.  А  фактически средний срок у нас составляет 6 рабочих дней. Задача 2016 года – сократить именно «общий срок»
 регистрации до 8 дней.

Потребители госуслуг поставили нам оценку по анонимному анкетированию 4,4 балла. Неплохо, но эту цифру надо повышать. Мы понимаем.

- Кадастровая оценка недвижимости-  сегодня   это мероприятие все чаще воспринимается  в негативном плане. Об этом свидетельствует рост  обращений по оспариванию оценки.

- Есть такой факт. Если в 2014 году  было  подано всего два заявления на пересмотр кадастровой стоимости,  то в 2015-м – уже  172 заявления.

Но при этом лишь шесть  заявлений было удовлетворено комиссией, а 107- отклонено из-за несоответствия отчетов об оценке требованиям действующего законодательства. И это легко объяснить. Оценщики стараются максимально занизить стоимость, чтобы  клиент меньше платил налогов,  порой  не останавливаются и перед нарушениями  действующего законодательства.

Одно решение комиссии оспорено в суде, это решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, занятого  парком «Танаис». Это один из немногих случаев, кода речь шла об увеличении кадастровой стоимости.

Участок в 21,1 га был первоначально оценен в  261,5 тысячу рублей. На основании отчета об установлении рыночной стоимости, получившем положительное экспертное заключение, комиссия, при отсутствии оснований к отказу, приняла решение об установлении  кадастровой стоимости в размере  рыночной -  74,7 млн. рублей. Решение комиссии на сегодняшний день оспаривается в судебном порядке.

В любом случае прецедент создан интересный.

Беседовал:    Александр Саубанов

 

20:06 25.02.2016

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.