Воронежских
дальнобойщиков больше не волнует
система
«Платон»

Воронежских дальнобойщиков больше не волнует система «Платон»

Они просто поехали мимо  ее терминалов


 

Кажется, совсем недавно, на своей большой пресс-конференции  Владимир Путин  предлагал правительству подумать об отмене транспортного налога для большегрузов. И говорил-то, помнится, без строгости, в пожелательной интонации. Но прошло чуть более месяца – и вот,  по сообщению газеты «Ведомости», правительство уже приступило к практической работе над проектом  эпохального закона.  А  к 1 апреля предложения, без всяких шуток, должны быть окончательно сформированы.

Стоп, машина, задний ход

Все-таки  протест дальнобойщиков стоит назвать  главным  событием  минувшего года. Он сумел задать обратный ход огромной, самой большой машине страны.

 До сих пор действия чиновников  были направлены на одно - на максимальное выкачивание денег из каждой лошадиной силы. Теперь им предлагается совершить нечто  противоположное. Причем так, чтобы все остались довольны.

- Все профессионалы давно, хоть и тихо возмущались тем, что им приходится платить  и транспортный налог,  и акциз с топлива,  и вносить  плату  за  проезд по платным магистралям,-  сомневается  председатель комитета по транспорту  региональной ТПП Иван Корнюшкин.-  Взрыв произошел, когда к этому списку добавился «Платон». Даже если сейчас изъять какой-то элемент из этой конструкции, оставшееся  люди все равно будут воспринимать как перебор.

«Слышь, не пойму, где меня кидают»

По данным  регионального управления налоговой службы,  по итогам 2014 года юридические и физические  лица  Воронежской области  уплатили около 700 млн. рублей транспортного налога, пошедших в областной бюджет. Но доля большегрузного транспорта (условно – автомобили мощностью св. 200 л.с.), которому собираются дать поблажку,  едва ли превышает 200 млн. И эти выпадающие доходы не так уж трудно  будет компенсировать федеральному правительству. В масштабах страны цифра уже подсчитана более-менее точно: 25 млрд.

Так что, это и вся цена вопроса?

- Конечно, снижение штрафов, обещание налоговых льгот – все это  подуспокоило  профессиональное сообщество, -  говорит координатор  Воронежской инициативной группы перевозчиков Александр Солодков. – Но  легко подсчитать,  что  даже  в лучшем варианте отмена налогов не компенсируют всех расходов, которые нам  принес  «Платон».  Я плачу  за  свой грузовик 35 тысяч рублей   транспортного налога. Мои коллеги – от 30 до 50 тысяч.  Если же они наезжают за год 100 тысяч километров, то отдадут «Платону»,  даже при нынешних   тарифах, 1,53 рубля за километр  больше 150 тысяч рублей. А  с 1 марта тариф вырастет вдвое.

Специалисты- налоговики  скептично  настроены к перспективам такой рокировки. Ведь  сборы по итогам  2015 года уже заложены во все бюджеты, во все федеральные и региональные законы, отменить их положительно невозможно!  А транспортные деньги за 2016 год надо будет платить  только в 2017-м.

То есть, за въезд на трассу плати сейчас, а  налоговое облегчение получишь  только через год с лишним!

Кажется, дальнобойщики еще не поняли этого подвоха. Но поймут быстро.

Кто наводит порчу

Однако можно заметить и другое. Повышения цен на продукты на 10-15 процентов,  которым на митингах  нас запугивали  активисты,   не случилось. Что-то, конечно, дорожает. Но если бы это подорожание напрямую зависело от «Платона», то подорожало бы разом все. Значит,  наши перевозчики имеют достаточный запас прочности, чтобы «переварить» «Платон»?

- Не все так просто, - утверждает Александр Солодков.  – Логистическая составляющая – фактор долгого действия.  Она входит и в стройматериалы для фермы, и в корма для  животных,  и во все этапы переработки сырья. И лишь в самом конце  конвейера – в перевозку собственно колбасы. Так что рост сформируется не сразу.

 - Большой вопрос: что везти? Икру – тогда удорожание составит  доли процентов. Хлеб – может и 10% превысить – дополняет Иван Корнюшкин. -  Услугами нашего логистического  предприятия пользуются сотни водителей-частников. И в последнее время множество раз  возникали ситуации, когда они   отказываются от маршрутов, где надо платить «Платону».  Если тот же 12-тонник ездит по городу или  по областным трассам,  он ничего не платит «за порчу дорог» - хотя портит их еще больше. Наше предложение - перенести  центр финансовой ответственности на логистические компании. Пусть перевозчик, под началом которого работают сотни  частных машин, сам по справедливости распределяет  объемы платежей за  ущерб федеральным трассам.

Но правды нет и выше?

Удивительно, но понятие «справедливость»   игроки употребляют даже чаще, чем «выгода» или «ущерб». Шли бы платежи напрямую в казну – может, протестов и вовсе бы не было. Но  платить частной конторе – рука не подымается у  людей, что ни говори, рабочей профессии. 

Не вдохновили их и обещания   властей вложить  собранные деньги в развитие  дорожной инфраструктуры.  В качестве первых объектов  были названы мосты через Обь, Чусовую, Шексну, обходы Ижевска и Хабаровска.

Собирали деньги за  порчу воронежских дорог, а вкладываем в  Хабаровск!

И не факт, что  рокировка с транспортным налогом  окажется выгодна  государству. Прогноз Росавтодора по сборам на 2016 год – 39,5 млрд рублей. Комиссия по транспорту должна распределить между регионами лишь 28,9 млрд руб., остальные 10,63 млрд получит концессионер «Платона» – компания РТИТС.

Да, но если 25 из 28,9  млрд придется отдать регионам в качестве компенсации за выпадение доходов, то окажется, что государство  сработало  почти «в ноль». И полноценный доход  в 11 млрд получит лишь частный инвестор,  который пользуется самой искренней классовой нелюбовью.

Нет, таким раскладом не успокоится сердце  дальнобойщика.

Вам  не угодишь

Но нам   удалось узнать, чем успокоилось это самое сердце, заставившее биться в унисон сердца миллионов других людей страны.

- С тех пор, как штрафы  снизились  до 5-10 тысяч рублей, люди просто стали выезжать на трассу без всякой оплаты, - рассказали организаторы движения.  -  Ну, по крайней мере, многие из числа малых предпринимателей.

- Их штрафуют?

- Пока случаев  в Воронежской области не отмечено.

- То есть, просто так берут и выезжают?

- Ну да.

- А  те, которые покрупнее?

- Эти платят, пока тариф низкий,  но понемногу занимаются формированием  единого профсоюза перевозчиков. Чтобы  после повышения цен с 1 марта быть готовым  к новым  действиям.

Ну как бороться с таким народом! Дай ему палец, он всю руку откусит. Те, которых собирались вывести из тени, забились в  еще более густую тень.  А «белые и пушистые» готовят новую дорожную войну.

Уроки истории

Государство однажды уже  разыгрывало карту транспортного налога.  Введение его в 2010 (кризисном!) году тоже вызвало серьезный протест водителей. После этого правительство ввело акцизы на топливо и пообещало взамен отменить транспортный налог. Но за пять лет «размена» так и не произошло, хотя  на инициативах  по отмене налога заработал политические очки не один депутат.

Между тем  под шум разговоров неспешно рождался «Платон». В  апреле 2011-го Госдума  приняла закон, по которому водители всех большегрузов весом от 12 тонн должны платить новый сбор за ущерб федеральным трассам. Но открытый конкурс на оператора проводить не стали – по соображениям госбезопасности:  ведь потенциальный враг может узнать  все о передвижениях на трассах  страны. А  достойную компанию  можно было найти только за рубежом

Пошли административным путем.  Создали «дочку» Ростеха –РТИТС, совладельцем которой в конце концов стал  бизнесмен  Игорь Ротенберг.

Сегодня это имя является чуть ли не самым сильным раздражителем для плательщиков системы.  Но не факт, что иностранная компания на его месте вызывала бы меньшее раздражение.

Просто все случилось не в том месте и не вовремя. Как всегда

 Автор: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Если уж отменять транспортный налог, то сразу для всех ТС. Иначе что может получиться. Владелец тяжелого грузовика свыше 12 тонн в случае если он не выезжает на федеральные трассы, а ездит только по местным дорогам окажется освобожденным от каких либо платежей, а владелец легковушки даже если она у него выезжает из гаража раз в год будет платить транспортный налог. И вообще уже тысячу раз твердили, что самым справедливым дорожним сбором является его включение в акциз на топливо. Но акциз все повышают, а налог никуда не девается.