Воронежцы быстро адаптировались к
худшей жизни

Воронежцы быстро адаптировались к худшей жизни

Привычка – второе богатство 


 

Высшая школа экономики обнародовала итоги мониторинга экономического благосостояния и социального самочувствия граждан в 2016 году. С октября 2014 года  реальные доходы сократились на 12,7%, и признаков их восстановления не наблюдается, - отметили эксперты ВШЭ. - За те же 25 месяцев прирост потребительских цен составил 23,5%, а падение оборота розницы — 15,4%.

Это плохие цифры. В любой европейской стране они означали бы  социальную катастрофу.

Но наши граждане, как ни удивительно, не ощущают крутизны своего  скатывания в бедность.

Умеренный, но неиссякаемый оптимизм

ВШЭ не зафиксировала "значимого ухудшения субъективных оценок материального положения" граждан. Видимо, мы просто привыкли  к снижению потребительских стандартов.

В  2016 году для 40% домохозяйств было трудно купить еду и одежду, но лишь 22% оценивали свое материальное положение как "плохое" или "очень плохое".

Даже среди пенсионеров этот показатель был не слишком высоким- 26%. То есть, 74% пенсионеров считают себя средне - или высокообеспеченными!

Более того, субъективная оценка своей бедности на протяжении года даже снижалась – по крайней  мере, среди граждан с высшим образованием и занятых в коммерческом секторе. Рост  «бедного самосознания»  начался лишь в ноябре 2016-го  и только благодаря  наименее обеспеченным гражданам.

Остальные смотрят в будущее с умеренным, но неиссякаемым оптимизмом.

В то же время осенью 2016 года более 50% граждан не имели сбережений, как и два предшествующих года. А большинство тех, у кого они оставались, в сравнении с осенью 2014 года откладывали заметно меньше или начали их тратить. При этом меньше трети семей, у которых были сбережения, в случае потери дохода не проживут на них и нескольких месяцев, а каждая четвертая семья не проживет и месяца.

Падение благосостояния жителей Воронежской области - даже более резкое, чем у среднестатистических россиян. Их реальные денежные доходы, по данным Воронежстата, за один только год уменьшились на 10,4%. И порядка 55% ощущают на себе лично эту тенденцию. Но при этом бедными себя не считают!

Курица или яйцо?

Тема бедности в последние дни  обсуждается  особенно оживленно- и в Госдуме, и в правительстве, и на круглых столах высоколобых экономистов. Наш новый «киндер-сюрприз»,  глава Минэкономразвития Максим Орешкин  в своем первом же большом интервью («Коммерсант» от 9 января ) сделал открытие: бедность — одна из ключевых проблем российской экономики.

- Это не только социальная проблема, но, в том числе, и серьезная угроза для экономического роста, учитывая, что значительная доля малообеспеченных сегодня у нас — это семьи с детьми, — сказал министр.

Логику  Максима Орешкина  нам, простым  неминистрам понять трудно. До сих пор большинство воронежцев считало, что бедность проистекает от проблем экономики. Если предприятия стоят, работы нет, то и денег нет. Орешкин же утверждает: да нет, наоборот, это проблемы экономики проистекают от бедности населения.

Бедность, стало быть,  существует сама по себе. Мы ее ликвидируем – и запустим  экономический маховик. У  бедных граждан появятся деньги, их инвестируют в экономику, а дальше - по накатанному: товар-деньги-товар…

Но чтобы деньги дать бедным, надо их откуда то взять. Между тем объем резервного фонда России за декабрь  потерял больше половины своего наполнения и впервые опустился ниже планки в триллион рублей - до 972 млрд.  Еще один такой месяц -  и РФ (резервный фонд)  иссякнет. Возможно, таким месяцем будет март, когда предстоит очередной дедлайн крупных выплат по внешним долгам. А может, и февраль.

Тает понемногу и фонд  национального благосостояния. За год из него тоже  ушел почти триллион рублей.

Порок бедности

Другой вопрос: каким образом  дать деньги бедным? Способов немного - с  помощью социальных льгот, повышения  пенсий,  льготных кредитов, и конечно, с помощью хорошей работы. Но социальные льготы сегодня урезаются (в первую очередь региональные),  пенсии в реальном выражении падают так же быстро, как зарплаты; а с нового года перестала работать и программа льготной ипотеки.

Вице-премьер Ольга Голодец 12 января на полях Гайдаровского форума  предложила  вроде бы здравый шаг в борьбе с бедностью – освободить  от подоходного налога тех, кто получает зарплату в размере минимального размера оплаты труда. По крайней мере, такой вопрос  обсуждаются в правительстве РФ. Более того, летом и сама  минималка будет повышена на 300 рублей - с сегодняшних 7, 5 тысяч.

Но даже если так,  получится, что человек  с минимальной зарплатой будет получать на руки лишь на тысячу рублей больше. Но что при семи, что при восьми тысячах он останется бедным – эти деньги будут переложены из одного дырявого кармана (льготы)  в другой (налоги) и принципиально ничего не решат. 

Ситуация патовая. И  лишь один по-настоящему весомый ресурс останется у нас после истощения фондов. Это  невероятная способность россиян к адаптации.

Способность чувствовать себя обеспеченными, когда об обеспеченности уже давно речь не идет.

Автор: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Невежество управленческой элиты 1990 годов и попытка сделать из РОССИИ Америку приводит к нищете и бедствиям. Теперь ОНИ высшая школа экономики. и к невежеству добавился страх - когда-нибудь придется отвечать.