Над воронежскими технопарками нависла фатальная угроза

Над воронежскими технопарками нависла фатальная угроза

Вместо них появятся робоквантумы, авиаквантумы и гелеоквантумы


 

Детский технопарк «Кванторум» появится в Воронежской области, сообщила пресс-служба  облправительства.  «Предполагается, что в технопарке будут учиться около 800 воронежский детей, - говорится в пресс-релизе. - Также в этом учреждении будут размещены кворкинг-центр, лекторий, медиабиблиотека. Для постройки технопарка площадью 1000 кв. м. будет выделена федеральная субсидия»

Хоть  кластером назови 

Это доброе, позитивное сообщение  окончательно все запутало. Мы до  сих  пор не разобрались, что такое взрослые технопарки. Редко удается прочитать в неделовой прессе материал, где автор бы не путался в понятиях «индустриальный парк», «технологический парк», «бизнес-инкубатор», «кластер». А теперь надо еще осмыслять детскую составляющую системы. 

Хотя на примитивном уровне разобраться в этом лесу  можно. Индустриальный парк– это промышленный городок с единой инфраструктурой.  Кто был в Масловке, прекрасно может представить десятки других подобных ИП во всех регионах страны.  Технопарк  в российском варианте – контора или завод, сдающие площади малым предприятиям. Бизнес-инкубатор – по сути, офис с доступом к  оборудованию общего пользования.  Кластер – группа предприятий, объединенных одной производственной темой.

Просто удивительно, как при такой  богато структурированной и сложной системе поддержки страна до сих пор не является абсолютным лидером в сфере инноваций!

Как все начиналось

Автору этих строк довелось присутствовать  на открытии первого техно арка региона. «МИТЭМ» открывался в 2006 году на Ленинском проспекте, 160. В холле угасающего НИИ электроники была развернута выставка,  пришел губернатор, пообещал резидентам миллионные льготы: отмашка была дан мощной.

Воронежская область была  одним из первых регионов, где был принят закон о технопарках – его  потом позаимствовали многие регионалы (а кое-что – и федералы)  для создания своей  нормативной базы. Лишь совсем недавно мы перестали гордиться этим фактом.

К концу «нулевых» программа достигла своего пика. Один за другим  возникли четыре  технопарка с региональным статусом, несколько бизнес-инкубаторов. Правда, настораживало, что для обеспечения благоприятной среды для этих парков было создано столько же чиновничьих структур – вроде отдела инноваций при департаменте промышленности или Воронежского инновационно-технологический центра».

- Вся инновационная инфраструктура создана на средства резидентов и базовой организации, хотя в законе прописывалась поддержка из облбюджета, -  вспоминает пионер движения  директор технопарка «МИТЭМ» Владимир Сытин. - Господдержка резидентов была реализована лишь спустя пять лет с момента открытия технопарка. После этого два года подряд бюджет целевой программы не выполнялся: не находилось желающих получать льготы – так страшно был забюрократизирован процесс.

Но помог чиновничий маневр.  В число первых резидентов  записали малые предприятия, уже арендовавшие площади заводов и НИИ.  В отчетах сразу  пошел бурный рост резидентов.

Увы, такая ситуация практически исключает отбор, что было одной из первых ошибок организаторов, убежден  руководительтехнопарка «Содружество» Вячеслав Тупикин. В авангарде движения оказалась слишком пестрая публика, какая сформировалась еще в 90-е годы – от  швейных мастерских до научных лабораторий. Тем не менее, как только они получили статус резидентов, им были предоставлены временные льготы  - считалось, что некоторое время  «новички» проекта должны обустраиваться на «новом» месте. 

И самое главное - этот ресурс "резидентов"  быстро кончился. 

10 лет спустя

Прошло 10 лет. Сегодня в реестре технопарков по-прежнему четыре единицы.  «МИТЭМ»,«Содружество» , «Космос-Нефть-Газ», «Авиастроительный».

«Калининский» закрыли  из-за споров земельных собственников, раздербанивших завод им. Калинина.

Образцовый «Космос-Нефть-Газ» - не совсем правильная структура, это честно признает и само руководство. Когда-то там были  сторонние арендаторы, а теперь это чисто корпоративная площадка для структур одноименной компании. "Резиденты"  получают льготы  по инерции – за то, что своим уходом не портят чиновникам отчетность. 

В "Авиастроительном" числится всего один резидент - ООО НПП «Технологический центр».

Да и с чего расти технопаркам? Объем субсидий в пару десятков миллионов не менялся  на протяжении двух кризисов. Раздаются субсидии по 100-200 тысяч рублей- а это выброшенные деньги.  Арендная плата формируется давно уже на рыночных условиях, и резидентам предлагаются лишь льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество  - в большинстве случаев копейки ,оформление дороже обойдется. Более-менее существенными  налоговые льгоиты могли бы стать для ООО «Проминвест», которому принадлежала  обширная недвижимость обанкротившегося Воронежского завода алюминиевых конструкций. Но  «Проминвест» сам обанкротился, не дождавшись решения по заявке.

А когда  заработал «Масловский»,  все внимание и деньги  акцентировали  на нем .

Мрак в конце тоннеля

Завершат разгром сектора новые стандарты для технопарков, которые уже разработала российская Ассоциация кластеров и технопарков.  Информацию об  этом в четверг, 8 декабря  обнародовал «Коммерсант».  В том, что документ утвердит правительство, можно не сомневаться.  Внедрение нового стандарта высвободит около 5 млрд рублей бюджетных денег – такие инициативы нынче идут на ура.

Но сообществу эта экономия обойдется дорого.  По данным ассоциации, если новый ГОСТ будет принят, то частично или полностью ему будут соответствовать лишь 90 из 500 действующих объектов недвижимости, называющих себя технопарками.

Чтобы пролезть в это игольное ушко,  нашим технопаркам, например, надо будет  не менее  половины территории отвести  под  производственные площадки. «МИТЭМ» и «Содружество», базирующиеся в практически в офисном здании, уже не подойдут под новые критерии. А если провести инвентаризацию по всей строгости, то не останется  вообще  ни одного субъекта.

Одна экономия.

С чего стоило начинать

Но вернемся к нашему «Кванторуму». Организаторы проекта  рассказывают о нем немного больше, чем облправительство:  «Детские технопарки создаются Минобрнауки совместно с Агентством стратегических инициатив в рамках нового проекта  «Новая модель системы дополнительного образования детей», предложенного АСИ.  Цель проекта — вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях. Проект поддержан Президентом РФ Владимиром Владимировичем  Путиным.

АСИ определило 14 ведущих технических направлений: робоквантум,  авиаквантум, автоквантум, гелеоквантум, ноухауквантум (изобретательство), радиоквантум, ITквантум, dataквантум (геоинформатика), биоквантум (биоинженерия), энерджиквантум, космоквантум, наноквантум, нейроквантум (нейротехнологии), экоквантум»

Звучит, как песня, как заклинание римских жрецов. Вот с чего надо было начинать! Не с раздачи денег взрослым, а с вложения их в детско-человеческий капитал. Тогда есть шанс,  что вся цепочка лет через десять выстроится у нас – без бюрократии  и воровства -  в  эффективную схему.

Дети в  своем наноквантуме научатся генерировать идеи.

Став студентами, они  оформят свои идеи в вузовском бизнес-инкубаторе. 

Инкубированный проект старшие ребята  доведут до штучного или мелкосерийного производства в технопарке.

Серьезные дядьки организуют крупную серию в индустриальном парке и отправят на экспорт, потому что  такой уникальной   продукции не будет еще нигде в мире.

Мы просто не с того начали.

Автор: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Также как и со взрослыми проектами всё красиво только на словах. На деле всё споткнется о суровую российскую действительность. Вот у нас хотят создать детский технопарк в Масловском ИП. Требования о транспортной доступности в данном случае выглядит как издевательство. Да половина города вообще не знает, где он находится. А попробуйте добраться туда из Северного или Юго-Западного. Всё опять делается по принципу: надо, значит надо. Сейчас освоят субсидии и на этом всё. Реальной заинтересованности нет.