Год воронежского мэра: тихий бунт

Год воронежского мэра: тихий бунт

Как Александр Гусев пал жертвой административного ресурса


 

Для воронежского градоначальника 2016 год не обещал серьезных потрясений. Понятно, что надо было более или менее пристойно провести кампания по выборам Госдумы, но это больше забота региональных властей. А в остальном все должно было пройти в рабочем режиме: дороги, коммуналка, долги, кредиты, попытки решить проблемы «Теплосети», лавирование между интересами города и крупных застройщиков.

Впрочем, в начале года грянул локальный скандал вокруг земель «яблоневого сада», которые были отданы под застройку компании «Выбор» депутата облдумы Александра Цыбаня. Напомним, что сначала на публичных слушаниях горожане возмутились самим фактом предстоящей вырубки сада, принадлежащего аграрному вузу, а потом и Следственное управление возбудило два уголовных дела по факту мошенничества, связанному с уводом этих земельных участков из государственной собственности в частную. На ранней стадии следствия ущерб оценивался в 110 млн рублей, при этом эксперты полагают, что речь идет о гораздо более крупной сумме.

Но и этот скандал задел мэра лишь по касательной: большинство наблюдателей знали, что тягаться с «Выбором» - выше неформальных полномочий воронежского градоначальника, что строительная компания, оказавшая неоценимые услуги губернатору в части решения проблемы «обманутых дольщиков» и реконструкции Зимнего театра, пользуется всеми возможными преференциями и разрешения у муниципалов не спрашивает.

Все так. Все сведущие люди понимали, что круг занятий градоначальника ограничен не только городским Уставом. Главное – что сам этот пост Александр Гусев занял не то чтобы случайно, но по воле Алексея Гордеева, который сначала на выборах мэра делал ставку на известного предпринимателя Геннадия Чернушкина, а потом, в силу обстоятельств, за два месяца до выборов вынужден был искать новую кандидатуру, и нашел ее – в собственном правительстве.

То есть, все знали, что Александр Гусев – подчиненный Алексея Гордеева, что мэр выполняет волю губернатора. А кроме того - вынужден выполнять пожелания и других центров влияния, сосредоточенных в областном правительстве.

А эти центры – разные, скажем так. У каждого свой интерес, удовлетворить который возможно только за счет городских ресурсов, поскольку других ресурсов в области, прямо скажем, немного.

Чтобы понять степень зависимости города напомним еще раз: в 2016 году в распоряжении муниципальных властей оставалось только 13% всех собранных здесь налогов.

Для тех, кому кажется, что этого слишком мало, добавим, что в следующем году этот показатель снизится до 10%.

По этим причинам так трудно упрекать всенародно избранного мэра в несамостоятельности. Будешь тут самостоятельным, когда на должность тебя рекомендовал начальник (чем пользуются приближенные этого начальника), и когда он забирает у тебя почти все деньги, часть которых потом, конечно, возвращается – после нижайших просьб.

Но все это воспринималось как текущие трудности, с которыми столкнулся бы любой на месте Александра Гусева.

Мэр исполнял свои обязанности в меру квалификации и темперамента. Все знали, что работать ему на этом посту до осени 2018 года, когда истекает срок полномочий.

И вдруг – через месяц после выборов в Госдуму, когда общественное мнение было сосредоточено на скандале вокруг «тираспольских» бюллетеней, три единоросса из Воронежской городской думы выступили с инициативой: упразднить прямые выборы мэра, заменив их на процедуру, итогом которой станет избрание градоначальника депутатами гордумы.

Как будто ничего не предвещало такого развития событий: не было никаких конфликтов между Александром Гусевым и Алексеем Гордеевым, не было никаких трений между администрацией города и областным правительством, сам Гусев не был замечен в отсутствии лояльности или каких-то неблаговидных вещах.

За что же с ним так – ломали голову наблюдатели, которым было очевидно, что изменение схемы выборов напрямую связано с тем, чтобы к управлению городом пришел другой человек.

Сами депутаты ни словом Гусева не упрекали, а причины своей инициативы приводили, мягко говоря, легкомысленные: экономия, тяжелое международное положение, гарантия, чтобы к власти в городе не пришел популист (как будто у нас остались популисты, способные выиграть выборы).

Едва была запущена процедура по изменению Устава города, Александр Гусев дал свою оценку этой затее. По его мнению, отмена прямых выборов для города не трагедия, хотя сам он лично считает, что всенародное избрание наделяет кандидата больше легитимности.

Но это все, так сказать, политес. Отношение Гусева к случившемуся яснее всего дало понять его заявление о том, что он никогда не собирался идти в мэры на второй срок – вне зависимости от схемы избрания главы города.

Для сдержанного в эмоциях Александра Гусева это бунт.

Если не собирался на второй срок – значит, и первый срок ему не по душе. А ведь его предложил сам губернатор. И, выходит, Алексей Гордеев толкнул Александра Гусева против воли последнего.

Не собирался на второй срок – значит, плевать он хотел на депутатов, которые меняют схемы выборов под свои или чужие интересы.

Не собирался на второй срок – стало быть, пост главы Воронежа не медом намазан, это не самая привлекательная работа на свете для толкового человека.

Не собирался на второй срок – это вызов всем остальным российским чиновникам и депутатам, которые по своей воле никогда не откажутся ни от второго, ни от третьего, ни от десятого срока пребывания у власти.

Никто у нас не делает таких заявлений: мол, не хочу больше работать начальником.

По информации интернет-газеты «Время Воронежа», именно это заявление Александра Гусева вызвало наибольшее раздражение в стенах областного правительства.

После такого демарша Александр Гусев мог бы, наверное, почувствовать себя свободным человеком. Но дела не позволяют ему этого.

Осведомленные наблюдатели полагают, что уход Гусева с поста градоначальника произойдет где-то к весне либо весной. А до того, ему предстоит подписать несколько важных документов. Например, тех, которые касаются продажи муниципального предприятия «Воронежгорэлектросеть».

Мы уже рассказывали, что процедура подготовки «Горсети» к приватизации была запущена и мэром, и гордумой. Известно, что муниципалитет рассчитывает с помощью денег, вырученных от «Горсети» погасить хотя бы часть долгов другого муниципального предприятия – «Теплосети», которую власти очень хотят отдать в концессию, но с долгами она никому не нужна.

В интервью «Абирегу» Александр Гусев назвал продажу «Горэлектросети» «правильным решением». Поэтому многие склоняются к мысли, что он оставит свой пост после того, как подпишет окончательные документы по продаже этого актива.

И тогда следующий мэр, рекомендованный спецкомиссией и избранный депутатами, получит полное право сказать: мол, не я виноват в том, что тарифы на электричество такие высокие, не я продавал «Горсеть».

Относительно того, кто будет этим следующим мэром, существуют разные мнения. Наблюдатели и политологи называют имена Вадима Кстенина, Сергея Крючкова, даже Алексея Антиликаторова.

Но твердо можно утверждать одно: первым фамилию будущего градоначальника назовет Алексей Гордеев. Губернатор уже подготовил административную почву для взаимодействия с новым мэром. Напомним, что в середине декабря Алексей Гордеев произвел своего управделами Виталия Шабалатова в вице-премьеры областного правительства. И очертил круг его обязанностей, сказав, что тот будет курировать строительную и коммунальную сферы.

А городское хозяйство, в основном, и состоит из строительной и коммунальной сфер. Именно на этих поприщах сосредоточены самые крупные явные и теневые игроки воронежского политико-экономического рынка.

На публичных слушаниях по отмене выборов член Общественной палаты Галина Кудрявцева в своем стиле ярко обрисовала это положение. В гордуме, сказала она, сосредоточены два клана – строительный и коммунальный. И когда депутаты получат право выбирать мэра, то главой города станет представитель клана застройщиков, а его первый заместитель придет из клана коммунальщиков.

Можно было бы добавить, что Алексею Гордееву придется тогда иметь дело со столь нелюбимыми им кланами, но ведь это не так: для такого неприятного общения у него теперь есть заместитель Виталий Шабалатов.

И в этом контексте легко понять Александра Гусева, заявившего, что он не хочет опять быть мэром. Кому может понравиться такая работа?

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Верните Скрынникова!!!
Гусев лукавит. Он с удовольствием еще бы порулил. Я не видел такого идиота, который бы отказался от портфеля. Вернее, было на моей памяти, когда Казанник отказался на выборах президента в пользу ЕБНа. Но это было давно, и скипетр был другой. Так что - не надо нас дурить, уважаемые отлученные. Да и Скрынникову ничего не светит. Областная власть формируется в Кремле. И так будет еще долго, по крайней мере - до 22 года. А там посмотрим, если эти ребята еще не умрут.
Лишение мэров прямой легитимности, полученной непосредственно от избирателей, снижает их политическое влияние, тем самым способствуя общему дальнейшему сокращению уровня публичности региональной политики, ликвидирует площадки, на которых могут появляться и заявлять о себе новые фигуры, обсуждаться и формироваться в нормальных конкурентных условиях программы развития территорий, выявляться личные достоинства и недостатки претендентов, оттачиваться их умение взаимодействовать с различными группами общества.
И зачем же тогда нам такой мэр нужен - для "галочки"?